- Что лучше: антифриз или тосол?
- Характеристика охлаждающих жидкостей
- Тосол и антифриз, в чем разница
- Состав тосола и антифриза
- Классы антифризов
- Антифриз G12, его характеристики и отличие от антифризов других классов
- Замена антифриза ВАЗ 2110
- Можно ли смешивать тосол и антифриз
- Смешивание антифриза и тосола с водой
- Что лучше заливать, тосол или антифриз?
- Как отличить поддельный антифриз
- В заключение скажу как выбрать:
- Разница между тосолом и антифризом
- Антифриз или тосол – что лучше использовать?
- Можно ли смешивать антифриз с тосолом, и что будет если их смешать?
- Видео: тосол или антифриз – что лучше заливать в систему охлаждения?
- Почему антифриз поменял цвет с зеленого на синий и тд.
Что лучше: антифриз или тосол?
Что лучше: антифриз или тосол? Можно ли их смешивать? Как правильно выбрать охлаждающую жидкость? Эти вопросы беспокоят многих начинающих автолюбителей. Попробуем ответить на них и определимся с главным вопросом: что лучше заливать, антифриз или тосол? Прежде чем приступить к анализу, необходимо понять, что такое хладагент, для чего он используется и на какой основе производится.
Характеристика охлаждающих жидкостей
Работа любой ОЖ (охлаждающей жидкости) заключается в предотвращении перегрева двигателя во время работы. Раньше в этой емкости использовалась обычная или дистиллированная вода, но ее использование имеет ряд недостатков, среди которых:
- вода замерзнет на морозе и закипит при температуре + 100 ° С, то есть имеет небольшой диапазон рабочих температур;
- вода пагубно влияет на некоторые элементы системы охлаждения двигателя, в частности разъедает их.
Именно эти недостатки в свое время вынудили производителей автомобилей изобрести охлаждающие жидкости на основе смеси воды и гликоля. На территории бывшего СССР наиболее популярными хладагентами являются жидкости, использующие этиленгликоль. Дополнительно в охлаждающую жидкость добавляются антикоррозионные присадки для предотвращения коррозии элементов системы охлаждения. Они бывают двух типов:
- Силикатные. Эти составы покрывают внутреннюю поверхность деталей системы небольшим слоем накипи. За счет этого уменьшается количество рециркуляции тепловой энергии. Обычно это хладагенты зеленого цвета.
- Карбоксилатные. Такие составы обеспечивают защиту от коррозии там, где это наиболее вероятно, создавая защитный слой. При этом карбоксилатные составы имеют более долгий срок работы, и при замене охлаждающей жидкости не нужно промывать систему. Цвет таких жидкостей красный.
Эта классификация является мировым стандартом. Однако в настоящее время многие производители используют в своем производстве различные красители, что затрудняет идентификацию той или иной жидкости.
Тосол и антифриз, в чем разница
В чем разница между антифризом и антифризом
Для начала дадим им несколько определений. Антифриз (от английского слова antifreeze – незамерзающий) – это родовое название жидкостей, не замерзающих на морозе. В англоязычных странах термин Antifreeze Coolant используется для определения автомобильного антифриза. Существуют отдельные марки антифризов, например, GlasELF, GlycoShell, Havoline, Glysantin, Prestone.
Тосол – это отдельная марка хладагента. Впервые он появился в СССР в 1971 году, когда на его территории начали производить «Жигули». Им требовалась высокоэффективная охлаждающая жидкость, которой не было в жидкостях, производимых в то время в стране. Разработан в Государственном научно-исследовательском институте ОТТ, в отделе технологии органического синтеза. Отсюда и сокращение ТОС. Окончание «ол» означает, что жидкость принадлежит к спиртам.
Изначально «Тосол» имел закрепленный в Госстандарте состав. Но на данный момент производитель производит хладагент по собственной спецификации. Поэтому на территории России и стран СНГ можно найти множество торговых марок Tosola с разным качеством, как высоким, так и ниже среднего.
Антифриз – это более широкий термин, используемый для определения охлаждающих жидкостей. И тосол – его разновидность. Путаница в названиях возникла из-за того, что после распада СССР на территории бывших республик СССР появилось большое количество иномарок, для которых нужна была качественная охлаждающая жидкость. А в сознании населения тосол ассоциировался только с маркой «Жигули». Поэтому предприимчивые бизнесмены стали называть антифризами все охлаждающие жидкости. И только охлаждающая жидкость для «Жигулей» – тосолом.
Тосол бывает двух основных типов: обычные и для северных условий. Для первого точка замерзания -40 ° С (имеет синий цвет), для второго – -65 ° С (имеет красный цвет). Отличительной особенностью антифриза является этиленгликоль. То есть антифриз создан на минеральной основе. Остальные компоненты – это различные силикатные добавки. Ресурс скудный, около 30 тысяч километров.
Состав тосола и антифриза
Тосол производится на основе этиленгликоля / глицерина / ди- / триэтиленгликоля («незамерзатели») или их смеси. Кроме того, он содержит воду, красители и ингибиторы коррозии (их состав у каждого производителя разный). А антифриз производится на основе аналогичных незамерзателей, но с использованием органических добавок. Вот таблица, в которой перечислены вещества, входящие в состав антифриза и тосола.
Название охлаждающей жидкости | Химические составляющие |
Тосол класса А40-М | Этиленгликоли, бензоаты натрия, буры (бораты), нитриты натрия, каптаксы, декстрины, бутанолы, пеногасители, красители, вода дистиллированная |
Антифриз класса G11 | Этиленгликоли, силикат (соль кремниевой кислоты), красители |
Теперь давайте подробнее рассмотрим классы антифризов, эволюцию их развития, а также вещества, входящие в их состав.
Классы антифризов
Антифризы классифицируются по букве G и номеру, по которому можно судить об их составе и свойствах. Родоначальником этой марки является известная компания Volkswagen, когда-то выпускавшая антифризы известных марок «VW Coolant G 11» и «VW Coolant G 12».
Поэтому в соответствии с маркировкой Volkswagen в настоящее время используются следующие виды антифризов:
Содержание ингибитора зависит от пробега
- Силикатный, обозначенный как G11 (соответствует спецификации VW TL 774-C). Кстати, старый советский «Тосол» тоже к этому типу относится. Принцип состава – образование тонкой защитной пленки, предотвращающей коррозию элементов системы охлаждения. Volkswagen рекомендовал его для автомобилей собственного производства до 1996 года. Обычно жидкости G11 имеют зеленый или синий цвет. В состав жидкостей есть нитрат, амин, нитрит, борат, фосфат, силикат.
- Карбоксилатный, обозначенный как G12 (соответствует спецификации VW TL 774-D). В Европе антифриз G12 рекомендован для использования в автомобилях до 2001 года. Он красного или розового цвета.
- Гибридный, обозначенный как G12 + (соответствует спецификации VW TL 774-F). Предназначен для быстроходных двигателей с высокой температурной нагрузкой, применяемых на автомобилях от 1997 до 2008 годов выпуска (в нашей стране применяется и на более новых). Он красного цвета.
- Лобридный, обозначенный как G12 ++ (соответствует спецификации VW TL 774-G) или G13. В последнем случае вместо этиленгликоля в качестве основы используется пропиленгликоль. Такие антифризы не ядовиты, быстро разлагаются и наносят гораздо меньший вред окружающей среде. Однако их недостаток – высокая стоимость, поэтому в странах СНГ они используются редко. Эти антифризы рекомендуется использовать в машинах, выпущенных с 2008 года и позже. Он оранжевого или желтого цвета.
Следует отдельно отметить, что большая часть антифризов, продаваемых на внутреннем рынке, не соответствует указанным выше характеристикам Volkswagen. Кроме того, чтобы иметь официально лицензироваться, антифриз должен быть сертифицирован в лаборатории этой компании. Понятно, 99% продаваемых жидкостей не лицензировались. Поэтому классификация антифризов по параметру G очень условна и к ней нужно относиться не особо доверчиво.
Антифриз G12, его характеристики и отличие от антифризов других классов
Антифриз G12 предназначен для системы охлаждения современного двигателя. Он имеет свои особенности и отличия от антифриза G11, G12 +, G13. Разница в совместимости антифриза g12 с другой охлаждающей жидкостью в стабилизирующих присадках
Замена антифриза ВАЗ 2110
При замене важно помнить, что жидкость токсична и ее следует менять только на холодном двигателе. Начать процедуру стоит с откручивания пробки расширительного бачка.
Можно ли смешивать тосол и антифриз
Эксперимент по смешиванию антифриза и антифриза
В такой постановке, к которой привыкло большинство отечественных автомобилистов, задавать вопрос не совсем корректно. Поскольку мы уже выяснили, что тосол – это такой же антифриз, правильнее будет спросить: какие марки антифриза можно смешивать друг с другом?
Опуская ненужные подробности о возможных химических реакциях, можно утверждать, что антифризы классов G12 +, G12 ++, G13 можно без проблем смешивать с G11. А G12 можно смешать с G12 +.
Однако НЕ смешивайте G12 и G11. Из-за их реакции в радиаторе вы рискуете получить осадок, который очень сложно вымыть из системы. В некоторых случаях вместо радиаторной жидкости может появиться желеобразная смесь.
Поэтому, исходя из общих соображений, мы не рекомендуем смешивать разные типы антифризов. Это можно сделать только в исключительных случаях и при условии, что вы знаете, какая жидкость уже залита в радиатор и какую жидкость вы собрались залить. Кроме того, никогда не полагайтесь исключительно на цвет антифриза. Тот факт, что новая жидкость того же цвета, что и та, что заливается в двигатель автомобиля, вовсе не означает, что их можно смешивать друг с другом. Дальнейшие характеристики требуют уточнения.
Смешивание антифриза и тосола с водой
Многих автомобилистов интересует вопрос: можно ли смешивать антифриз и тосол с водой? Спешим их обрадовать – сможете. Однако с некоторыми оговорками. Первое условие – вода должна быть дистиллированной. Второй факт, о котором нужно помнить, это то, что чем больше вы разбавите охлаждающую жидкость, тем больше она потеряет свои свойства. В частности, его точка кипения снижается, а температура замерзания увеличивается.
Кривая кристаллизации может идти вниз до уровня, когда сам этиленгликоль составляет 67%, а вода — 33%. До этого раствор состоит из кристаллов льда и этиленгликоля. В нижней точке замерзнут все жидкости.
Поэтому для увеличения объема жидкости в радиаторе можно использовать дистиллированную воду, но постарайтесь как можно скорее долить тосол или антифриз. Кроме того, желательно, чтобы они были той же марки, которая была залита ранее.
Что лучше заливать, тосол или антифриз?
Для выбора марки охлаждающей жидкости нужно знать следующие параметры:
- температуру кипения;
- температуру замерзания;
- антикоррозионные свойства;
- смазывающие свойства.
Также есть дилемма и она связанна с частотой замены. Если вы планируете использовать тосол или антифриз класса G11, то менять его придется в 2-3 раза чаще, чем антифриз класса G12, однако его стоимость будет выше, что окупится более редкой заменой. Однако, учитывая другие положительные характеристики антифризов класса G12 и выше, их все же рекомендуется использовать. Главный фактор, который необходимо учитывать в этом случае, – это совместимость материала радиатора и химического состава охлаждающей жидкости.
При выборе также следует придерживаться рекомендаций производителя автомобиля о том, какую охлаждающую жидкость использовать. Эту информацию можно найти в инструкции или на официальном сайте. Всегда ориентируйтесь на информацию о допуске (разрешении) производителя вашего автомобиля на использование того или иного антифриза.
При выборе хладагента всегда обращайте внимание на содержание бората (буры) и фосфата. Официальные спецификации Volkswagen G11, G12, G12 +, G12 ++ запрещают присутствие боратов в антифризе. И отечественные производители (в том числе производители Тосола) часто это допускают. Кроме того, антифриз не должен содержать фосфаты, амины и нитриты. Если жидкость содержит бораты и фосфаты, она точно не попадет в номенклатуру G11 и G12. Что касается силикатов, то в антифризе G11 допускается их содержание в пределах 500-680 мг / л, в G12 + – 400-500 мг / л, в G12 ++ присутствие силикатов не допускается.
Как отличить поддельный антифриз
Есть популярный метод, как отличить подделку антифриза от фирменного. Дело в том, что подделки сделаны на кислотной основе, что может повредить элементы системы охлаждения двигателя. Чтобы его обнаружить, после покупки просто налейте немного купленной жидкости в крышку или небольшую емкость и добавьте щепотку пищевой соды. Если бурной химической реакции не произошло, можно смело лить в радиатор. В противном случае вам нужно взять канистру и пойти и уладить дела с продавцами, у которых вы купили антифриз, с просьбой вернуть вам деньги.
Чтобы узнать подлинность антифриза, а также его свойства при покупке, вы можете проверить его плотность и коэффициент pH (кислотность). В первом случае используется ареометр (плотномер), во втором – лакмусовая бумажка. Измерение плотности следует проводить при температуре + 20 ° С. Большие отклонения приведут к значительным погрешностям. Поэтому при указанной температуре плотность теплоносителя должна быть не менее 1,075 г / см3. Такая плотность означает, что жидкость не замерзнет при отрицательных температурах до -40 ° C.
Таблица зависимости плотности и температуры замерзания антифриза и антифриза от содержания в них этиленгликоля
Плотность антифриза, антифриза, г / см3 | Содержание этиленгликоля в процентах, в антифризе, антифризе | Температура замерзания тосола, антифриза, ° С |
1,115 | 100 | -12 |
1,113 | 99 | -15 |
1,112 | 98 | -17 |
1.111 | 96 | -ветры |
1,110 | 95 | -22 |
1,109 | девяносто два | -27 |
1,106 | 90 | -29 |
1,099 | 80 | -48 |
1.093 | 75 | -58 |
1.086 | 67 | -75 |
1.079 | 60 | -55 |
1,073 | 55 | -42 |
1,068 | 50 | -34 |
1,057 | 40 | -24 |
1,043 | тридцать | -15 |
Кислотность проверяют, окунув в жидкость лакмусовую бумагу. В идеале pH должен быть в пределах от 7 до 9 (цвет бумаги зеленый). Если вы получите значение от 1 до 6 (цвет бумаги розовый), в растворе много кислоты. Если от 10 до 13 (цвет бумаги синий или фиолетовый) – щелочь.
В заключение скажу как выбрать:
Окончательное решение о том, какую жидкость использовать, остается за вами. При выборе исходить из рекомендаций автопроизводителя. При покупке всегда читайте информацию о составе охлаждающей жидкости, а также условиях ее использования. Поскольку принципиальной разницы между антифризом и тосолом нет, и заключается она:
- в составе пакетов присадок;
- в области применимости (для какого автомобиля или двигателя);
- в сроке службы.
Это убережет вас от возможных проблем в работе системы охлаждения вашего автомобиля.
Всегда проверяйте состояние антифриза, особенно его цвет в расширительном бачке. Если вы еще не прошли заявленное расстояние для жидкости и она уже изменила цвет, вам необходимо заменить ее. Также не забывайте менять охлаждающую жидкость по графику. Не переусердствуйте даже с самым современным антифризом.
Чаще всего автомобилисты не особо вникают, какая охлаждающая жидкость залита в системе охлаждения двигателя, а в большинстве случаев не меняют вообще охлаждающую жидкость. Такая беспечность напрасна. Ведь от правильного выбора антифриза и тосола зависит дальнейшее обслуживание всего автомобиля.
Итак, давайте выясним, что лучше: тосол или антифриз?.
Такое разделение охлаждающих жидкостей на антифриз и тосол существует только в России. Происхождение и история ТОСОЛ уже неоднократно описывались в различных СМИ. По данным Arteco, до 22% всех отказов напрямую и 40% прямо или косвенно связаны с системой охлаждения двигателя. Поэтому должное внимание к охлаждению и правильный выбор охлаждающей жидкости помогут сэкономить время и деньги.
Смазочные охлаждающие жидкости включают смеси этиленгликоля (иногда смеси пропиленгликоля), воду и весь пакет присадок, ингибирующих коррозию. Хладагенты разных производителей отличаются друг от друга именно технологией изготовления присадок, входящих в их состав.
Выбирая охлаждающую жидкость для своего автомобиля, в первую очередь необходимо изучить инструкцию по ее эксплуатации или сервисную книгу, чтобы узнать рекомендации производителя автомобиля и возможные нюансы использования той или иной жидкости. В этом руководстве автопроизводитель может указать конкретных производителей и наименования смазочно-охлаждающих жидкостей, которые успешно прошли все тесты и испытания (в лаборатории, на стендах, в условии эксплуатации), проведенные производителем, или указать класс таких жидкостей. К ним относятся жидкости, произведенные с использованием одной из таких технологий:
– традиционные – в состав входят пакеты присадок на основе солей неорганических кислот (нитраты, нитриты, бораты, силикаты, фосфаты, амины);
– карбоксилатные (ОАТ) – в состав входят пакеты присадок на основе солей органических кислот (карбонаты);
– гибридные – разновидность карбоксилатной технологии, при которой пакеты присадок создаются на основе солей карбоновых кислот с незначительными добавками (силикаты и / или фосфаты).
На российском рынке преобладают смазочно-охлаждающие жидкости, произведенные по традиционной технологии (тосол) и карбоксилатной (антифриз).
У антифриза много преимуществ перед тосолом, с которыми обязательно стоит познакомиться:
1. Повышена эффективность системы охлаждения двигателя.
Хладагенты, произведенные по традиционной технологии, образуют на поверхности металла защитный слой, который может достигать 0,5 мм.
Хотя этот слой защищает металл от коррозии, он также значительно снижает тепловыделение (до 50%) из-за очень низкой теплопроводности. Поэтому антифриз работает как своего рода изолятор, ухудшающий теплопередачу. В результате двигатель начинает работать при более высокой температуре, чем рекомендованная производителем автомобиля температура. Это, в свою очередь, приводит к более быстрому износу двигателя, а также к снижению мощности и более высокому расходу топлива.
Карбоксилированные охлаждающие жидкости, такие как CoolStream, по своей сути более эффективны для охлаждения двигателя. Эти жидкости образуют защитный слой только на участках, где возникает коррозия, толщиной 0,0006 мм (60 ангстрем). А поскольку на остальной внутренней поверхности не образуется защитный слой, отвод тепла не ухудшается.
2. Увеличенный срок службы карбоксилатной охлаждающей жидкости (антифриза).
Пакеты антифризов состоят из композиций солей неорганических кислот (нитратов, боратов, силикатов, фосфатов, нитритов).
Возможно с уверенностью сказать, что при производстве 90% бытовых хладагентов используются такие ингибиторы коррозии, как силикаты и нитриты. В этом случае силикаты добавляются в основном с целью защиты алюминия от коррозии, а нитриты – для защиты от кавитационной эрозии. Пакеты этих присадок сбалансированы, но в случае нарушения состава из-за более быстрого расхода одного из компонентов охлаждающая жидкость теряет свои полезные свойства. Как видно на графике ниже, в первую очередь истощаются силикаты и нитриты и после 30-40 тысяч км пробега автомобиля охлаждающая жидкость на их основе практически полностью теряет свои защитные качества.
При этом антифризы, произведенные по карбоксилатной технологии, остаются стабильными почти весь период использования. Благодаря защите, которая работает только в тех местах, где она нужна, расход присадок намного медленнее. Например, по этой причине срок службы антифриза CoolStream Premium достигает 250 000 км или 5 лет эксплуатации для легковых автомобилей и 650 000 км для грузовых автомобилей; а срок службы антифриза CoolStream Standard составляет 100 000 км или 2 года эксплуатации.
3. Отличная защита алюминия при высоких температурах.
В процессе производства современных автомобилей алюминий все чаще используется в качестве конструкционного материала. И эта тенденция последнего времени плохо сочетается с охлаждающими жидкостями, производимыми по традиционной технологии – антифризу.
Основным недостатком антифриза является невозможность входящих в его состав присадок на основе неорганических соединений защищать алюминий при высоких температурах – выше 105 oC и высоких тепловых потоках. По этой причине большинство производителей автомобилей отказались от использования антифриза в своих автомобилях.
А карбоксилированные антифризы, с другой стороны, обеспечивают лучшую защиту конструкций из алюминия и его сплавов.
Для наглядности в таблице приведены сравнительные результаты динамических высокотемпературных испытаний на коррозию алюминия в различных хладагентах, демонстрирующие превосходство карбоксилированных жидкостей над традиционными.
4. Продливается срок службы водяного насоса до полутора раз.
Основная причина износа водяного насоса – гидродинамическая кавитация. Этот физический процесс заключается в образовании и схлопывании пузырьков хладагента на поверхности движущихся лопастей насоса. Когда пузырьки газа лопаются, по поверхности лезвия возникают гидродинамические микрошоки, разрывающие молекулы. При частом использовании и длительном воздействии таких микровоздействий образуются полости (раковины) и лопасти разрушаются.
К сожалению, ни одна из существующих охлаждающих жидкостей не может химически защитить лопасти насоса, полностью предотвращая этот физический процесс.
Однако, в отличие от традиционных охлаждающих жидкостей, карбоксилированные антифризы за счет «целевого» направления защиты уменьшают эффекты кавитации и тем самым увеличивают срок службы водяного насоса до 50%.
5. Превосходная защита гильз цилиндров двигателя от кавитации.
Гильзы цилиндров также значительно подвержены воздействию гидродинамической кавитации и высоких температур.
6. Высокая стабильность качеств и свойств антифриза.
В традиционных хладагентах используются силикаты, которые имеют отрицательное свойство гелеобразования. Жидкости, содержащие фосфаты, могут образовывать нерастворимые фракции, которые выпадают в осадок. Этот осадок вместе с гелями блокирует термостат и забивает радиатор, в конечном итоге нарушая работу системы охлаждения двигателя.
Карбоксилированные антифризы характеризуются высокой стабильностью качества и отсутствием образования геля и осадка при использовании.
7. Лучшая совместимость с эластомерами и пластиками.
В системе охлаждения автомобильных двигателей используются пластмассовые, эластомерные, резино-силиконовые и другие подобные материалы, к которым карбоксилированный антифриз абсолютно неагрессивен. Этот факт подтверждают 15 лет практических испытаний, проведенных Arteco, миллионы километров и тысячи моточасов. И в знак уверенности в результатах этих испытаний большое количество производителей автомобилей включают карбоксилатный антифриз Arteco в свой список рекомендуемых охлаждающих жидкостей.
8. Отсутствие отложений и засоров в радиаторе.
Традиционные охлаждающие жидкости склонны к образованию отложений и мелких нерастворимых частиц, которые ухудшают теплопередачу и забивают радиатор. Тогда как карбоксилированные антифризы не обладают такими отрицательными качествами и не образуют отложений и засоров в течение всего периода их использования.
9. Экологическая совместимость карбоксилированных ингибиторов коррозии.
За счет более длительного срока службы (для антифриза марки CoolStream Premium – (250 000 км или 5 лет для легковых автомобилей или 650 000 км для грузовых автомобилей) количество охлаждающей жидкости, которую необходимо утилизировать, автоматически уменьшается.
Ингибиторы коррозии на основе карбоксилатов имеют более низкий класс опасности и опасности для окружающей среды, поэтому они более безопасны для окружающей среды, чем традиционные ингибиторы.
10. Отличная стабильность в условиях высоких температур.
Современные автомобильные двигатели рассчитаны на повышенные эксплуатационные нагрузки. В качестве верхней границы рабочей нормы автопроизводители устанавливают температуру до 135 oС и давление до 3 атмосфер.
Полезные свойства традиционных ингибиторов коррозии теряются уже при температуре 105 oС. При этой температуре ингибиторы разлагаются и не могут обеспечить достаточную защиту двигателя при высоких температурах. В то же время карбоксилированные антифризы остаются стабильными в условиях, описанных выше, и продолжают эффективно защищать двигатель.
Антифриз или тосол, какой лучше использовать в системе охлаждения двигателя? В чем разница между тосолом и антифризом и как их отличить? Можно ли смешивать антифриз с тосолом и что будет, если их смешать? На эти и многие другие вопросы о охлаждающих жидкостях для автомобиля вы найдете ответы в нашей статье.
Действительно, существует множество мифов о том, что лучше всего вливать в систему охлаждения. Поэтому рядовому автолюбителю очень сложно найти правду в той массе противоречивой информации, которая скопилась в Интернете. Мы постараемся вам в этом помочь и развеять все мифы об тосолах и антифризах.
Сначала мы предлагаем вам узнать разницу между антифризом и тосолом, затем рекомендуем посмотреть видео в конце статьи – это поможет вам лучше усвоить прочитанное.
Разница между тосолом и антифризом
В чем разница между антифризом и антифризом и чем их отличить друг от друга?
- Антифриз – это международное название охлаждающих жидкостей для систем охлаждения двигателя (читайте: отличная образовательная программа по антифризу).
- Тосол тоже антифриз, только отечественного производства. Он не хуже и не лучше других хладагентов.
Слово «тосол», по сути, является аббревиатурой от названия отдела «Технология органического синтеза» (сокращенно – ТОС) НИИ органической химии и технологии, где он был разработан в 1971 году. Окончание «ОЛ» указывает на принадлежность к группе спиртов.
Тогда никто не думал о патентовании названия «тосол», и сейчас его используют многие отечественные производители антифризов.
На сегодняшний день ни один производитель не производит антифриз по рецепту того настоящего советского «Тосола».
Это ни хорошо, ни плохо, просто популярное среди автомобилистов название используется производителями в маркетинговых целях. Поэтому в большинстве случаев под маркой Тосол можно приобрести качественный антифриз для системы охлаждения двигателя. Главное в этом вопросе – выбрать проверенного производителя и не покупать первую попавшуюся тару с надписью «Тосол».
Антифризы делятся на минеральные (класс G11), органические (класс G12) и лепестковые (класс G12 ++ и G13) – разница между ними заключается в используемой основе и добавках.
- Антифриз – это минеральный антифриз. Срок службы – 50 000 км или 2 года эксплуатации.
- Органический антифриз можно использовать до 5 лет или 250 000 км пробега.
- А антифриз лобридный совместим с любыми другими автомобильными охлаждающими жидкостями и может безопасно добавляться в новые двигатели.
Тосол чаще всего используется в отечественных автомобилях. У антифриза и тосола одна и та же основа – этиленгликоль, только их плотность разная. Поэтому один ареометр используется для измерения плотности тосол, а другой – для антифриза.
Антифриз и тосол различают по определенным параметрам:
- Точка кипения;
- Точка замерзания;
- Антикоррозионные свойства;
- Смазочные свойства.
Хладагенты доступны в зеленом, синем, желтом и красном цветах. Это достигается за счет использования красителей.
Разобравшись в разнице между антифризом и тосолом, мы можем перейти к следующему распространенному среди автомобилистов вопросу.
Антифриз или тосол – что лучше использовать?
Выбирать, что лучше использовать (антифриз или тосол), нужно исходя из характеристик системы охлаждения машины.
Поскольку он изготовлен из разных материалов для разных автомобилей, некоторые бренды в основном используют больше меди и латуни в системе охлаждения, а другие используют алюминий и его сплавы.
- Красный антифриз подойдет, если радиатор вашего автомобиля в основном состоит из меди и латуни (желтый цвет радиатора).
- Зеленый антифриз подходит, когда в теплообменнике (серебристый цвет радиатора) больше алюминия и его сплавов.
- Тосол во многих случаях подойдет, если у вас российский автомобиль (особенно для старых чугунных двигателей).
Для каждой машины есть рекомендации производителя. Поэтому правильнее будет заливать в систему тосол или антифриз, марка которого указана в руководстве по эксплуатации и обслуживанию автомобиля.
Можно ли смешивать антифриз с тосолом, и что будет если их смешать?
Многие одержимы вопросом, что будет, если антифриз смешать с тосолом и можно ли вообще смешивать эти жидкости? Мы отвечаем.
По ГОСТу охлаждающая жидкость, будь то тосол или антифриз, не должна содержать механических примесей. Он должен быть прозрачным и однородным. Антифризы разных классов могут иметь одинаковый цвет, но это вовсе не означает, что их можно смешивать друг с другом. Даже при смешивании тосолов разных производителей может образоваться взвесь из мелких, но твердых частиц.
И даже при смешивании минерального и синтетического антифриза, независимо от того, хоть они одного цвета, практически гарантированно выпадет мутный осадок, который обязательно осядет в системе охлаждения автомобиля. Этот осадок со временем забьет радиатор, остановит насос и вызовет закипание двигателя.
Если смешать антифризы одной категории, но разных цветов и производителей, то, скорее всего, их характеристики (например, точки замерзания и кипения) не изменятся. Однако после нагревания в этой смеси может образоваться суспензия из малозаметных твердых частиц. Однозначно сказать или как-то спрогнозировать, как эта «подвеска» поведет себя в системе охлаждения двигателя, невозможно.
Во избежание проблем с автомобилем мы не рекомендуем проводить столь сомнительные эксперименты по смешиванию антифриза, а также рекомендуется периодически промывать систему охлаждения двигателя.
Опыт показывает, что смешивать минеральный (G11 или тосол) и органический (G12) антифриз только с качественным универсальным антифризом класса G12 ++ относительно безопасно и без катастрофических последствий для двигателя. Поэтому, если вы точно не знаете, какая охлаждающая жидкость заливается в вашу машину, не стоит снова рисковать – просто добавьте универсальный антифриз.
Видео: тосол или антифриз – что лучше заливать в систему охлаждения?
Почему антифриз поменял цвет с зеленого на синий и тд.
С течением времени добавки и присадки, которые входят в состав антифриза, могут потерять свои свойства и не выполняют нужные функции. Тогда в системе охлаждения могут появится осадок. Этот осадок и меняет цвет антифриза.
Также на изменение цвета может влиять следующее:
- Перегревы двигателя и кипение охлаждающей жидкости.
- Окисление металла в деталях системы охлаждения.
- Разъедание резиновых патрубков.
- Использование или добавление воды в качестве охлаждающей жидкости.
- Взаимодействие с моторным маслом.
- Взаимодействие со средствами для устранения течи радиаторов.
Если кратко, то изменение цвета антифриза свидетельствует о наличии проблем в охлаждении двигателя и игнорировать это не стоит