Изначально предполагалось ввести полный привод AUDI под названием quattro, но, оценив свои навыки и ресурсы, я решил пойти по уже проторенному пути. А именно с помощью блока VAG Volkswagen Golf Syncro.
В свое время в Тольятти полноприводные агрегаты Гольфа устанавливали на переднеприводные ВАЗы, после чего они стали полноприводными и стали называться «Виктория». Они получили полный привод после установки на автомобиль трансмиссии, собранной из агрегатов Volkswaqen Golf Syncro (угловая коробка передач, редуктор заднего моста и вяскомуфт), а также валы привода на передние колеса ВАЗ (два из них служат для передачи крутящего момента от двигателя к задней оси и еще два для привода задних колес).
Особенностью системы полного привода VAG является то, что на автомобилях Golf Syncro вязкая муфта начинает передавать крутящий момент на задние колеса только в том случае, если передние колеса начинают буксовать. Это достигается благодаря особому свойству силиконовой жидкости в соединении: когда диски, соединенные с входным и выходным валами, проскальзывают, температура и вязкость жидкости повышаются. Он утолщается, что увеличивает долю крутящего момента, передаваемого от входного вала к выходному валу. Распределение крутящего момента между осями в этом случае может варьироваться от 100: 0 до 60:40.
На данный момент, насколько мне известно, ведется подземная разработка Ведового Калина, по комплектующим ВАЗ, единственное, что ГКН использует вискомуфту. Но по какой-то непонятной причине (скорее всего адская цена) машина не идет в серийное производство.
1.9 Полный привод
На рисунке показан дифференциал распределительного вала Torsen в разрезе.
1 – ведущая шестерня (привод на переднюю ось);
2.4 – вал полый (приводится в действие трансмиссионным механизмом);
3 – корпус дифференциала;
4 – фланец / карданный вал (для привода заднего моста);
5 – червяк главной передачи заднего моста;
6 – цилиндрические шестерни;
7 – ось червячного колеса;
8 – колеса червячные;
9 – червяк главной передачи переднего моста.
После различных этапов разработки, включая ручную блокировку межосевого дифференциала, полноприводные модели Audi quattro теперь оснащаются так называемым дифференциалом Torsen.
во время зимнего путешествия по северной Швеции умеренный Iltis намного опередил еще более массивную и маневренную Audi с передним приводом. Впоследствии тогдашний руководитель испытаний шасси захотел иметь «полноприводный автомобиль с достаточной мощностью» в качестве повседневного автомобиля. И поскольку ясно, что нет ничего сильнее мысли о том, что время пришло (а эта мысль так и казалась), над концептом работали до презентации знаменитой Audi quattro.
Понятия о полном приводе
Подключаемый полный привод
Раньше понятие «полноприводный автомобиль» было практически неразрывно связано с понятием «вездеход». Концепция полного привода последнего была вполне обыденной: следующий агрегат просто подключали к штатному приводу (передний двигатель, задний привод), а именно другая коробка передач вела на переднюю ось через раздаточную коробку и дополнительный приводной вал.
Полноприводный ВАЗ 2109. КАК ЭТО СДЕЛАНО? Девятка 4x4.
По вашему запросу отснят полный обзор полноприводной ВАЗ 2109, смоленской девятки с комментариями.
Ваз2109 полный привод
Партнерская программа «Мои мужчины» подпишитесь на владельца канала «Жигули», и вы увидите много нового и азарта.
Поездки обычно совершались штатным агрегатом, и только в этом случае, если позиция на трассе доходила до нее, подключалась передняя единица. Эта подключаемая полноприводная конструкция теперь обычна для внедорожников (джипов).
Отсутствие аналогичного набора программ учета – при движении по твердому покрытию необходимо отключать полный привод, так как передние колеса едут на большое расстояние в поворотах относительно задних колес. Различная скорость вращения колес приводит к затруднениям в управлении.
Без изменений полный привод
Итак, если у нас возникла идея сделать постоянный полный привод, постоянно действующий на нашего клиента, четыре колеса остаются, то мы должны сделать устройство, предотвращающее пробуксовку колес. Эту проблему решает так называемый центральный дифференциал.
Отличия в автомобильной промышленности известны давно. Они распределяют крутящий момент между левым и правым ведущими колесами.
Здесь тоже необходимо уравновесить силы, поскольку, как мы знаем, внешнее колесо проходит более длинный отрезок пути, чем внутреннее. Роль балансира принимает на себя межосевой дифференциал. Он позволяет передавать крутящий момент на оба ведущих колеса в зависимости от угловой скорости каждого из них.
Конструкция дифференциала Torsen основана на принципе червячной передачи. Червячная передача, вероятно, сконструирована таким образом, что она имеет огромный или минимальный коэффициент блокировки.
1 – червячный, 2 – червячный.
Зимой, например, такое бывает: неподвижное колесо на поверхности льда вращается, а заднее колесо на неровной поверхности не передает никакой силы и поэтому стоит вертикально. Ясно одно: такой дифференциал не подходит на роль одной колесной базы, так как должен быть достигнут обратный эффект. Сила должна передаваться туда, где колеса могут перемещать автомобиль. В частности, там, где дорожное покрытие имеет хорошее сцепление с дорогой. А поскольку драйвер никогда не знает заранее, раздача должна выполняться автоматически.
Если установят авторство какой-то конторы в вопросе внедрения полного привода для серийных легковых автомобилей «в солидную компанию», то она, несомненно, будет награждена задним мостом Audi и ведущими мостами заднего моста. Джип VW Iltis, разработка Audi для Volkswagen по запросу Бундесвера, вероятно, послужила зародышевой клеткой для идеи quattro (полного привода). Легенда гласит:
Сколько копий было сломано вокруг темы полного привода для Жигулей за последние 20-30 лет! По поводу последних обострений – «Будет ли в версии 4х4 Веста или Рентген?» – мы решили дать исторический обзор и оценить возможности АВТОВАЗа сделать что-то отличное от Нивы.
Гены и инженеры
Нет, Нива хорошая машина, не будем ее обсуждать. Мы уже подробно рассказали историю этой машины, а также ее единственного речного воплощения, внимательно следим за ходом модернизации нынешнего поколения и даже пытаемся обрисовать, каким будет следующее поколение. Однако Lada 4×4 New Generation (рабочее название нового внедорожника от АВТОВАЗа) еще очень далека от реальности и, по сути, о ней можно сказать немногое. А нынешнее поколение Lada 4×4 остается единственным вариантом использования полного привода на автомобилях Lada.
Так было почти 40 лет. Хотя это справедливо только для серийного производства – ничего полноприводного, кроме «Нивы», все эти годы с конвейера в Тольятти не сходило – за исключением небольшого минивэна ВАЗ-2120 «Надежда», построенного на платформе «Нивов». Однако «Нива» со всеми ее достоинствами и некогда революционной концепцией довольно быстро перестала быть универсальным джипом (и правда ли?), Удовлетворяющая все потребности – надежда – лишь одно тому доказательство.
Все это время инженеры «мечтали о большем». Об этих попытках привить Ладе гены полного привода и пойдет сегодня наш рассказ.
Впервые создать полноприводную машину, а не «Ниву», пришло в голову тольяттинским спортсменам: восьмидесятые не успели перепрыгнуть экватор и «восьмерка» стала серийным автомобилем, ралли-гонщиками ВАЗа уже собрали полноприводный прототип с кузовом ВАЗ-2108 и центральным расположением двигателя. Конечно, в этой машине использовались агрегаты «Нивов», в частности, трамблер, так что куда ж без них. Это была экстремальная гоночная версия, но идея использовать «гены» Нивы в «зубиле» вернулась через десяток лет – правда, концепция была совсем другой, ближе к «гражданским» машинам .. пора вытаскивать наших монстров из клетки.
Монстр №1. Тарзан
Концепт ВАЗ-21083-34 Tarzan родился в НТЦ АВТОВАЗа, но в 1996 году, когда были опубликованы первые публикации об автомобиле, автора конструкции Сергея Таранова называли «Тольятти», в настоящее время не связанного с Волжский автомобильный завод ». Партнером, ответственным за дизайн кузова, выступила компания DeCon, а готовый продукт производил предприятие Lada-Consul, но «при участии» опытно-промышленного производства АвтоВАЗа. Автомобиль получился интересным и мы уже подробно рассказывали историю Тарзана, поэтому здесь мы лишь повторим главное и добавим некоторые ранее нераскрытые детали.
Кузов переднеприводного автомобиля ВАЗ (сначала ВАЗ-21083, а затем -2111 и -2112) в Тарзане перестал быть несущим конструктивным элементом и был установлен на оригинальной раме, состоящей из прямоугольного профиля переменного сечения раздел. Помимо кузова, к этому шасси были прикручены две передние оси Нивы.
Один размещался впереди и приводился в движение штатным трамблером «Нивов», который, в свою очередь, подключался к штатному силовому агрегату «Нивов», установленному продольно. Второй передний мост «Нивы», развернутый на 180 градусов, был установлен сзади и «привязан» к раздатке с помощью карданной передачи. В результате получилось шасси внедорожника с независимой подвеской и дисковыми тормозами «по кругу» и с максимальным использованием стандартных узлов и агрегатов.
Выступавшее снизу «нижнее белье» (то есть каркас) было прикрыто обвесом: на первых Тарзанах это были огромные пластиковые бамперы и пороги, а на кузовах «десятого» семейства их заменили защитным комплектом из сварных труб. Салон заново предлагает интерьеры переднеприводных автомобилей, за исключением трех рычагов управления трансмиссией, унаследованных от «Нивы.
Тарзаны изготавливались только под заказ, поэтому за весь период производства (с 1997 по 2004 год) было собрано всего около 600 автомобилей всех модификаций, в том числе Тарзан-ОТС для ЖКХ. Журналисты, тестировавшие машину, отзывались о ней очень положительно, отметив эффектный внешний вид, повышенный комфорт по сравнению с Lada 4×4 и высокую вместимость днища.
Были и минусы: высокий центр тяжести, шумы и вибрации трансмиссии, вызванные наличием шасси, большая трудоемкость ремонта… В качестве альтернативы Тарзаны оснащались дизелем Peugeot мощностью всего лишь 75 л.с с., Но высокий момент, резка штатных “нивовских” шпилек КПП, да и сам дизель испытывал затруднения с ремонтом из-за редких запчастей… Тарзан остался малогабаритным, точнее даже штучным. Этакий яркий, но странный гибрид, побочное звено в эволюции ВАЗовской техники. Жаль, у Тарзана определенно был потенциал.
Монстр №2. Виктория
Примерно одновременно с Тарзаном в Тольятти появился еще один вариант полноприводного «зубила», тоже, как говорится, не заводского изготовления. Контора с названием «Металлик-Кватро» начала ставить трансмиссию от Volkswagen Golf Syncro на седаны ВАЗ-21099. Первый «гражданский» чемпион появился в 1996 году, хотя схема с использованием полноприводных агрегатов Golf Syncro на тот момент уже несколько лет успешно апробировалась лыжниками.
Все, что потребовалось, чтобы превратить мирную «девятку» в полноприводного «проходимца», – это, по сути, «туша» источника, донорские агрегаты и два дня квалифицированного труда.
Автомобиль стал известен под названиями ВАЗ-21099 4х4 Victoria и Lada Victory.
В процессе трансформации в ВАЗ-21099 «имплантировали» коробку отбора мощности (или угловую коробку передач), задний редуктор, вискомуфту и заднюю подвеску на косых рычагах от Syncro. “Девяносто девятый” правый передний полуоси был немного укорочен, левый остался штатным, задние полуоси Нивы использовались для передачи крутящего момента на колеса. С раздаточной коробки на задний редуктор момент передавался с помощью цепи «ВАЗ-2108 правый полуось – промежуточный вал на упругих опорах ВАЗ-2101 (в простонародье – кусок« классического »кардана») – ВАЗ- Ваз 2108 левый полуось».
С «буржуазными» изменениями и вязкостным сцеплением вся эта экономия была связана с помощью ШРУСов «восьмерки» и Нивы. Задняя подвеска, стабилизатор и коробка передач были размещены на оригинальном подрамнике, в результате чего бак был сдвинут назад и увеличен до 60 литров, но из багажника исчезла ниша запаски. Именно из соображений компоновки разработчики выбрали седан, у которого корма длиннее, чем у седана, в качестве «теста пера.
ВАЗ 2121 Нива ‘1977-1992
ВАЗ-2108 Спутник ‘1984–94
Вязкостная муфта с силиконовой жидкостью, вязкость которой зависит от температуры, соединяла заднюю часть при заносе передних колес. Внешне автомобиль ничем не отличался от серийного за исключением шильдиков «Виктория» и «4х4», спойлера на крышке багажника и 14-дюймовых колесных дисков из легкого сплава, но на бездорожье и в скоростные повороты удивили любопытных и редких представителей писательского братства, сумевших сесть за руль. Приятными «бонусами» к полному приводу стали форсированный двигатель, коробка с измененными передаточными числами, а также опциональные «спортивные» амортизаторы и усиленная корзина сцепления…
С Викторией была только одна проблема: цена переделки составляла 6500 долларов, что почти вдвое превышало цену автомобиля по сравнению с оригиналом, и, по некоторым оценкам, настоящая Виктория продавалась примерно за 20 000 долларов. Известно, что помимо ВАЗ-21099 «Виктория» собиралась еще и в задней части ВАЗ-2112 и даже поставлялась в Европу, но дело ограничилось единичными экземплярами.
Монстр №3. Одиннадцатая 4х4
В конце 1990-х в инертных недрах АВТОВАЗа он начал понимать, что это не случайность и что полноприводные неудачники – это общемировая тенденция. В конце концов энтузиастам завода удалось реализовать проект полноприводного ВАЗ-2111. В 1999 году появилась информация об универсале, собранном на АВТОВАЗе по рецепту, аналогичному описанному выше: задняя подвеска, задний редуктор и вискомуфта – от Golf Syncro, но коробка отбора мощности уже была его.
На фото: Lada 111 GTI 2.0 4×4 (21116-04) ‘2001 г
быстро выяснилось, что рецепт хороший, но все же дорогой, и специалисты НТЦ АВТОВАЗ начали постоянно удешевлять конструкцию, причем успешно: также разработали собственный задний переключатель и даже оригинальный двухрычажный на отдельном подрамнике. Поэтому позаимствованной осталась только вискомуфта ГКН.
Кроме того, разработчики «поиграли» с дорожным просветом, на различных прототипах «одиннадцатого» полный привод давал прибавку к штатному значению с 10 до 20 мм. Машины оснащались различными двигателями: были как «экономичные» версии с восемью 1,5-литровыми клапанами, так и версии с двухлитровым двигателем Opel X20XEV мощностью 150 лошадиных сил, как на ВАЗ-21106.
На фото: Lada 111 GTI 2.0 4×4 (21116-04) ‘2001 г
Было изготовлено не менее десятка прототипов, некоторые из которых участвовали в многочисленных автосалонах и автосалонах. Разработка длилась более десяти лет, производители работали над проблемами снижения цены автомобиля до 8500 долларов (что всего на треть дороже серийного 2111) и над разработкой полноприводной модификации в небольших размерах изготовление в лестнице.
На фото: Lada 111 GTI 2.0 4×4 (21116-04) ‘2001 г
Однако ни в одном из вариантов не производился «гражданский» универсал ВАЗ-2111 4×4. Полный привод на АВТОВАЗе стал прерогативой Дирекции форсированных испытаний, создавшей Hurricane Lada 112 VK S2000 Rally, да и то ненадолго…
Монстр №4. Kalina 4WD
Середина 2000-х – это были годы, когда АВТОВАЗ еще мог заниматься чем-то другим, кроме проектов с уникальными сроками и датой запуска производства. Поэтому, несмотря на отсутствие четких перспектив, конструкция небольшого полноприводного универсала выжила. В 2007 году на Московском автосалоне АВТОВАЗ представил прототип Lada Kalina 4WD. Отдельной выставкой, собственно, и была представлена трансмиссия этого автомобиля – ничего принципиально нового, правда, не представляло.
Единственным серьезным отличием от ранее освоенных схем было то, что сама вискомуфта ГКН располагалась не на задней оси, а примерно посередине между передней и задней осями. К штатной коробке передач была закреплена оригинальная коробка отбора мощности с валом отбора мощности, вал от которой передавал момент на вискомуфту, а значит точно такой же вал передавал его на штатную «Нивовскую» коробку передач, установленную вместе с оригинальной двухрычажной подвеской подвеска на подрамнике. Для размещения подрамника инженерам пришлось переделать бензобак и перенести нишу под запаску возле заднего бампера, но вариант оказался выигрышным и долгое время считался венцом всеобщей эволюции. -колесный привод на АВТОВАЗе.
Лада Калина 4WD Expert (1117) ‘2007 г
Однако серийно эта машина не пошла – не настали времена мечтателей и фанатов АВТОВАЗа – напротив, марка Lada вступила в эпоху прагматики. На полноприводный универсал, поскольку поклонники марки его не просили, денег лишний раз не нашлось – объем изменений все равно оказался слишком большим.
В 2014 году АВТОВАЗ выпустил довольно удачный автомобиль Kalina Cross, который на данный момент оснащен широким набором опций и даже роботизированной коробкой передач, но, к сожалению, имеет только передний привод. Kalina Cross не имеет полноприводных версий (как и его «близнец», более крупный универсал Largus Cross) и не планируется.
Монстр №5. Автопродукт Кросс
И поэтому нет ничего удивительного в том, что тема полного привода снова «хлынула» в частные компании. На этот раз возмутителем спокойствия стала тольяттинская компания «Автопродукт» и ее основатель Александр Бабурин, ранее работавший на АВТОВАЗе под руководством главного конструктора Владимира Губы (в прошлом известный мотоциклист) и участвовавший в создании тракторов на базе четырехколесной техники десятая »семья и Калина, описанная выше. В 2014 году «Автопродукт» представил публике свое видение «Калина Кросс», а также почти одновременно с презентацией заводской модели с таким названием, вызвав неодобрение официальных лиц АВТОВАЗа.