Лада 4х4 (ВАЗ-21214): Топливная система двигателя
Система питания: 1 – входной патрубок; 2 – топливная рампа; 3 – электрический разъем блока управления дроссельной заслонкой; 4 – блок дроссельной заслонки; 5 – ресивер; 6 – регулятор давления топлива; 7 – продувочный клапан адсорбера; 8 – топливный фильтр; 9 – вентиляционная труба; 10 – наливная трубка; 11 – гравитационный клапан; 12 – сепаратор; 13 – топливный модуль; 14 – топливный бак; 15 – адсорбер; 16 – форсунки
Подача топлива осуществляется из бака в нише пола под задним сиденьем. Бак прикручивается к корпусу и закрывается сверху металлической крышкой. Топливный бак состоит из двух сваренных между собой штампованных стальных частей.
Заливной шланг соединен с баком двумя газостойкими резиновыми шлангами: толстый шланг используется для заправки топлива, тонкий – для удаления вытесненного воздуха из бака при заправке. Трубы фиксируются хомутами.
Впускной и выпускной клапаны встроены в крышку заливной горловины, чтобы предотвратить деформацию бака при изменении давления внутри него.
Установлен топливный модуль, включая ТНВД и датчик указателя уровня топлива
в топливном баке. Для грубой очистки топлива на входе в модуль установлен сетчатый фильтр, который защищает подшипниковые узлы и коллектор насоса от абразивных частиц, содержащихся в топливе.
Чтобы получить доступ к топливному модулю под подушкой заднего сиденья, необходимо снять крышку топливного бака.
Уровень топлива в баке определяется с помощью датчика уровня топлива, подключенного к топливному модулю.
Топливный насос электрический, погружной, вихревой.
Насос активируется реле по команде контроллера системы управления двигателем (при включенном зажигании). От топливного насоса по трубам и магистралям топливо под давлением подается через топливный фильтр, расположенный под полом автомобиля, в топливную рампу. Топливо, которое проходит через насос во время его работы, смазывает и охлаждает его.
Насос создает в системе давление, превышающее рабочее давление в топливной рампе.
Фильтр тонкой очистки топлива неразборный, с бумажным фильтрующим элементом.
На корпусе фильтра нанесена стрелка, которая должна совпадать с направлением движения топлива. Топливная рейка представляет собой полую рейку и используется для подачи топлива к форсункам.
Топливная планка в образце: 1 – регулятор давления топлива; 2 – форсунки; 3 – топливная рампа
Топливная рейка крепится к впускной трубе двумя винтами.
На рейке есть штуцер для регулятора давления топлива и регулятора давления. Последний изменяет давление в топливной рампе в диапазоне от 3,0 до 3,2 бар (от 3,0 до 3,2 кгс / см2) в зависимости от разрежения в ресивере, поддерживая постоянную разницу давлений между ними. Это необходимо для точного дозирования топлива форсунками.
Топливо под давлением подается во внутреннюю полость аппарели и оттуда через форсунки во впускной патрубок.
Инжектор представляет собой электромагнитный клапан, который пропускает топливо при подаче на него напряжения и блокируется под действием возвратной пружины в обесточенном состоянии. На выходе из форсунки выполнен распылитель, через который топливо впрыскивается во входные каналы. Контроллер управляет работой форсунок.
Форсунки уплотнены в рейке и во всасывающей трубе резиновыми кольцами и закреплены на рейке металлическими скобами. Если обмотка оборвана или закорочена, инжектор необходимо заменить. Если форсунки забиты, их можно помыть, не разбирая, на специальном стенде на СТО.
Регулятор давления топлива представляет собой топливный клапан, соединенный с подпружиненной диафрагмой. Клапан закрывается пружиной. Диафрагма разделяет полость регулятора на две изолированные камеры: «топливо» и «воздух»: «воздух» соединен вакуумной трубкой с ресивером, а «топливо» – непосредственно с полостью аппарели. Когда двигатель работает, разрежение, преодолевая сопротивление пружины, имеет тенденцию всасывать мембрану и открывать клапан. С другой стороны, топливо давит на мембрану, также сжимая пружину. В результате клапан открывается, позволяя некоторой части топлива вернуться в бак через выхлопную линию. При нажатии на педаль акселератора дроссельная заслонка открывает амортизатор, разрежение за дроссельной заслонкой уменьшается, диафрагма под действием пружины закрывает клапан и давление топлива увеличивается. Если дроссельная заслонка закрыта, разрежение за ней максимальное, диафрагма сильнее тянет клапан – давление топлива падает. Перепад давления, определяемый жесткостью
размер пружин и отверстия клапана не регулируется. Регулятор давления нельзя отделить, в случае выхода из строя его заменяют.
Элементы подачи воздуха к дроссельному блоку: 1 – воздушный фильтр; 2 – корпус датчика массового расхода воздуха; 3 – гофрированная резиновая гильза; 4 – воздухозаборник
Воздух на дроссельную заслонку двигателя подается через воздухозаборник, воздухоочиститель и гофрированную резиновую втулку.
Воздушный фильтр установлен на трех резиновых опорах в задней правой части моторного отсека. Фильтрующий элемент сделан из бумаги. После фильтра воздух проходит через датчик массового расхода воздуха.
Узел дроссельной заслонки прикреплен к ресиверу и представляет собой корпус дроссельной заслонки (с проделанными внутри него каналами), на котором установлен блок управления дроссельной заслонкой.
В данной конструкции отсутствует механическое подключение педали «газа»
и ускоритель. Заслонка открывается на угол, требуемый сигналом от контроллера, который, в свою очередь, получает входной сигнал от датчика положения педали акселератора».
Пройдя дроссельный узел, воздух по отдельным каналам ресивера и впускной трубы поступает во впускные каналы ГБЦ.
Система улавливания паров топлива, используемая в топливной системе, включает в себя сепаратор, адсорбер, электромагнитный клапан продувки адсорбера, соединительные шланги и шланги.
Пары топлива из бака по трубе попадают в сепаратор.
Сепаратор, выполненный в виде прессованной металлической емкости с двумя резьбовыми шпильками, закреплен гайками в боковой нише задней правой части корпуса. Сепаратор соединен шлангами и трубками с адсорбером в моторном отсеке. В магистрали установлен гравитационный клапан для отвода паров топлива из сепаратора,
предотвращение утечки топлива из бака при опрокидывании автомобиля. Пары топлива из бака частично конденсируются в сепараторе, конденсат отводится обратно в бак.
Из сепаратора пары топлива попадают в адсорбер (емкость с активированным углем), расположенный в моторном отсеке.
В адсорбере пары топлива поглощаются активированным углем. Второе сопло адсорбера соединено шлангом через электромагнитный клапан продувки адсорбера с ресивером впускного коллектора, а третье – с атмосферой.
Когда двигатель остановлен, электромагнитный клапан продувки закрывается, и в этом случае адсорбер не взаимодействует с ресивером. Контроллер, управляющий электромагнитным клапаном, очищает адсорбер после того, как двигатель проработает заданный период времени с момента
Складываем вперед обшивку багажника.
перейти в режим управления подачей топлива по замкнутому контуру. Клапан сообщает полость абсорбера с ресивером – абсорбент продувается: пары бензина смешиваются с воздухом и через ресивер выводятся во впускной трубопровод, а затем в цилиндры двигателя. Чем выше воздушный поток двигателя, тем длиннее управляющие импульсы контроллера и тем интенсивнее продувка.
В Ниве после 2009 года выпуска (21214М, 213100) система отвода паров бензина из топливного бака выглядит так:
– предохранительный клапан находится в пробке на заливной горловине бензобака.
– от топливного бака к сепаратору идет патрубок, от сепаратора идет патрубок к адсорберу.
– на пути адсорбера предусмотрен гравитационный клапан.
– в самом адсорбере на входе установлен двухходовой клапан.
– адсорбер «продувается» с помощью электромагнитного клапана, работа которого контролируется блоком управления, при выключенном двигателе пары, прошедшие через угольный фильтр, выходят в атмосферу через свободный штуцер адсорбера.
В 21214 в принципе все так же, за исключением того, что предохранительный и двухходовой клапаны представлены как независимые части (а не интегрированные кудато). Кстати, в моей последней Ниве 21214 (2008 г.в.) проблем с отводом паров при движении по горной местности не было.
При движении по горной местности очень часто необходимо делать остановки на не полностью горизонтальных участках и поверхностях с боковым уклоном. В таких ситуациях самотечный клапан срабатывает (как и должен) и отключает систему отвода паров от адсорбера.
На мой взгляд, в этих условиях предохранительный клапан, расположенный в крышке горловины, не в полной мере справляется с отводом паров.
Я перепробовал несколько обложек. Вот моя маленькая коллекция:
Идея заключалась в том, чтобы помочь предохранительному клапану выполнять свою работу. Этой помощи, на мой взгляд, можно добиться, если ввести в систему дополнительный предохранительный клапан (предохранительный). Его необходимо установить перед гравитационным клапаном.
В качестве дополнительного клапана выбрал предохранительный клапан 2105-1164060. Из имеющихся в магазине продувал (с помощью рта) легче других (для 21214 не продувал вообще и не в одну сторону).
важно, чтобы и гравитационный клапан был исправен, есть образцы, которые не продуваются (даже компрессором) вне зависимости от пространственного положения (брака).
Также для реализации идеи понадобились два варианта шлангов, так как клапан 2105-1164060 имеет соединения с баком и адсорбером разного внешнего диаметра. Вам нужна рубашка, нужны зажимы.
Схема топливной системы двигателя с распределенным впрыском
1 – форсунки;
2 – колпачок штуцера регулировки давления топлива;
3 – регулятор давления топлива;
4 – топливная рампа;
5 – патрубок для отсоса паров бензина из адсорбера;
6 – адсорбер с электромагнитным клапаном;
7 – дроссельная заслонка;
8 – двухходовой клапан;
9 – гравитационный клапан;
10 – предохранительный клапан;
11 – заглушка;
12 – наливная трубка;
13 – топливный бак и наливная трубка;
14 – заправочный шланг;
15 – разделительные трубки;
16 – сепаратор;
17 – датчик уровня топлива;
18 – электрический топливный насос;
19 – топливный бак;
20 – топливный фильтр;
21 – шланг слива топлива;
22 – магистраль подачи топлива.
Топливо хранится в баке, расположенном под задним сиденьем (он прикручен к кузову и закрыт пластиковой крышкой). Резервуар вылеплен из свинцового стального листа, его верхняя и нижняя половины сварены между собой. Заливная горловина соединена с баком двумя резиновыми трубками; нижний (толстый) патрубок используется для заправки, верхний (тонкий) патрубок используется для отвода вытесненного воздуха при заправке топливного бака. Трубы фиксируются хомутами. Крышка бака закрыта. Два штуцера в верхней части резервуара (левый и правый) используются для вентиляции резервуара, они снабжены пластиковыми трубками, соединенными с сепаратором.
Сепаратор фиксируется саморезами в нише задней правой части корпуса. Он соединен шлангами и трубками с адсорбером в моторном отсеке. На участках трубопровода возле сепаратора установлены гравитационный и двухходовой клапаны, а также тройник, соединенный с линией отвода паров топлива. Последний выступает снаружи корпуса возле наливной горловины и в его секции установлен предохранительный клапан. Пары топлива из бака частично конденсируются в сепараторе, конденсат отводится обратно в бак.
Оставшиеся пары проходят через гравитационный и двухходовой клапаны и попадают в адсорбер. Гравитационный клапан предотвращает утечку топлива из бака при опрокидывании автомобиля, а двухходовой клапан предотвращает чрезмерное повышение или понижение давления в топливном баке.
При запуске двигателя контроллер системы впрыска начинает посылать управляющие импульсы на клапан с частотой 16 Гц. Клапан сообщает полость абсорбера с атмосферой, и абсорбент продувается: пары бензина всасываются через шланг и дроссельную заслонку сборку в ресивер, а затем в цилиндры двигателя. Чем выше расход воздуха двигателем, тем дольше длятся управляющие импульсы, тем интенсивнее прокачка.