С некоторых пор под нашим гаражом Газели стали замечать разводы антифриза. С патрубков ТНВД (насос печки) капал тосол. Затягивание хомутов не помогло и было решено разобрать насос системы отопления и посмотреть, как устранить проблему.
Насос отопления крепится к раме под аккумулятором.
Внимание! Шпильки крепления насоса являются заземляющими контактами двигателя насоса. В случае плохого контакта насос не будет работать!
Снимаем воздушный фильтр (для инжекторных машин). Сливаем антифриз из системы охлаждения. Снимаем с помпы две резиновые трубки. Отсоедините кабель питания насоса. Откручиваем две крепежные гайки на 10 и снимаем помпу.
Снимите крышку насоса. Для этого откручиваем четыре болта.
Внимание! Не потеряйте орехи, которые легко отвалятся от крышки!
В разобранном виде помпа выглядит так.
Внутри насоса при вскрытии было обнаружено большое количество посторонних предметов.
Тщательно очищаем внутреннюю часть помпы от инородных тел. Очистите сопрягаемые поверхности крышки и корпуса насоса чистой сухой тканью, а также резиновую прокладку. Нанесите герметик непрерывным тонким слоем на участки, соприкасающиеся с резиновым уплотнением. Дайте герметику высохнуть в течение 10 минут.
Осторожно установите резиновое уплотнительное кольцо на корпус и прикрутите крышку 4 болтами.
Протираем выступающий герметик тряпочкой. Все должно быть не только прочным и надежным, но и красивым.
Устанавливаем чистую и приклеенную помпу на место, подключаем проводку, заливаем тосол. В нашем случае помогла описанная выше процедура – помпа перестала пропускать антифриз – теперь под машиной высохло. Как это должно быть.
В большинстве современных автомобилей используется специализированный электронасос. «Газель» оснащена одним из лучших устройств такого типа по соотношению цены и качества, поэтому многие заинтересованы в его установке. При этом автомобилисты часто не знают, что такое такое устройство и для чего оно используется.
Для обеспечения оптимального охлаждения деталей двигателя, которые нагреваются при работе, используется специальный электронасос. «Газель» и другие модели автомобилей оснащены такими системами, которые, помимо основной, могут выполнять еще ряд других функций:
- подогрев воздуха в системе вентиляции, кондиционирования и отопления;
- охлаждение газов, образующихся в системе рециркуляции;
- масляное охлаждение;
- охлаждение рабочего тела, используемого при работе АКПП;
- турбонаддувное воздушное охлаждение.
Какими они могут быть?
В зависимости от того, как обеспечивается эффект, может быть установлен другой электронасос. У Газели может быть несколько моделей таких устройств, но наиболее распространены следующие:
- Жидкость. Эта система включает отвод тепла от чрезмерно нагретых элементов двигателя с помощью потока жидкости.
- Воздух. Та же рабочая механика, но с обдувом.
- Комбинированный. Он предполагает сочетание двух предыдущих вариантов.
На современных автомобилях часто устанавливается жидкостной электронасос. «Газель» с помощью такой системы оснащена равномерным и эффективным охлаждением, к тому же не издает большого шума, что также немаловажно для многих автолюбителей. Поэтому в дальнейшем мы рассмотрим принцип работы систем охлаждения на примере такого оборудования.
Варианты конструкции
Конструкция системы охлаждения довольно схожа для дизельных и бензиновых двигателей и включает в себя большое количество элементов, в том числе:
- радиатор охлаждающей жидкости;
- теплообменник нагревателя;
- вентилятор радиатора;
- масляный радиатор;
- термостат;
- расширительный бак;
Помимо прочего, в автомобиле установлен центробежный насос (электронасос). «Газель» сегодня оснащается самой популярной версией подобных устройств, широко используемых в других автомобилях.
Также стоит отметить, что в контур в обязательном порядке входит так называемая рубашка охлаждения.
Назначение устройства
Радиатор используется для охлаждения нагретой жидкости воздушным потоком, а для большей теплоотдачи снабжен специальным трубчатым устройством. Наряду с основным радиатором часто предусматривается установка дополнительного оборудования, например охладителя рециркуляции выхлопных газов и охладителя масла. Последний используется для снижения температуры масла в системе смазки.
Теплообменник нагревателя используется для нагрева проходящего через него воздуха. Чтобы обеспечить более эффективную работу этого элемента, его принято устанавливать непосредственно в месте выхода нагретой охлаждающей жидкости из двигателя.
Чтобы компенсировать изменение объема жидкости из-за температуры, в системе принято устанавливать специальный расширительный бачок, в результате чего заправка будет осуществляться через него.
Чтобы жидкость в системе нормально циркулировала, внутри может быть установлен электронасос («Газель»). Особенности такого устройства предусматривают наличие разной трансмиссии – ременной, зубчатой и многих других. В некоторых моделях турбомоторов принято устанавливать дополнительный насос, подключаемый от блока управления, для обеспечения нормального охлаждения наддувочного воздуха и турбонагнетателя.
Термостат позволяет регулировать общее количество охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор, тем самым поддерживая оптимальный температурный режим. Термостат обычно монтируется в патрубке, устанавливаемом между рубашкой охлаждения и радиатором.
На достаточно мощных двигателях принято устанавливать термостат, оборудованный системой электрического подогрева, с помощью которого достигается возможность двухступенчатого регулирования температуры жидкости. Для этого элемента управления в его конструкции предусмотрено три различных рабочих положения, и при полной нагрузке на двигатель он полностью открывается электрическим нагревом, после чего температура жидкости падает до 90 ° C и снижается склонность двигателя к возможной детонации. В остальных ситуациях жидкость, которую перекачивает электронасос («Газель»), должна иметь температурные характеристики на уровне 105 ° С.
Как работает система охлаждения? Описание пути циркуляции
Охлаждение в основном обеспечивается системой управления двигателем. В современных приводах алгоритм работы реализован на основе математической модели, учитывающей множество различных параметров, после чего задаются оптимальные условия активации, а также время работы элементов конструкции.
Подача теплоносителя по системе осуществляется за счет принудительной циркуляции, которую обеспечивает электронасос (Газель). Ремонт такого оборудования при неисправностях следует проводить как можно быстрее, иначе двигатель может довольно быстро выйти из строя из-за чрезмерного повышения температуры.
Принцип работы этого устройства таков, что жидкость движется через «рубашку охлаждения», обеспечивая охлаждение двигателя и, как следствие, нагрев охлаждающей жидкости. Вы сами можете двигаться дальше или дальше, в зависимости от используемой технологии.
В зависимости от температуры жидкость циркулирует по большому или малому кругу. После запуска двигателя и само оборудование, и охлаждающая жидкость в нем имеют низкую температуру. Для ускорения нагрева жидкость начинает двигаться по небольшому кругу, не попадая в радиатор.
В процессе нагрева термостат постепенно начинает открываться, в результате чего он перемещается по широкому кругу, прямо через радиатор. При необходимости жидкость можно дополнительно охладить потоком воздуха от вентилятора.
После полного остывания электронасос от «Газели» на ВАЗ-2114 снова подает жидкость в «рубашку охлаждения», и в процессе работы двигателя этот цикл повторяется многократно.
Зачем устанавливают насос на другие авто?
Схема электронасоса от «Газели» предусматривает его установку на многие другие отечественные автомобили, что быстро поняли и приняли современные водители. С наступлением холодов каждый человек начинает задумываться о том, как подготовить своего «железного коня» к зиме, ведь вряд ли кому-то захочется замерзнуть за рулем. Конечно, в каждой отечественной машине есть своя печка, но ее мощности зачастую не хватает, и электронасос Газель на ВАЗ-2107 позволяет значительно повысить КПД системы отопления.
Что дает дополнительный насос?
Повышение КПД системы отопления до минимума – основная задача, для которой устанавливается электронасос («Газель»). Ремонт такого устройства требуется не так часто, а его эффективность намного выше, чем у штатной системы обогрева автомобиля, поэтому такой простой инструмент сегодня стал чрезвычайно популярным.
Если печка нормально дует на холостом ходу горячим воздухом и горячий воздух воспламеняется только после начала движения, это означает, что циркуляция жидкости в системе охлаждения недостаточна. Электронасос Газель на ВАЗ-2109 и других подобных автомобилях обеспечивает гораздо более быстрое движение антифриза, что положительно скажется на температуре воздуха от печки даже на стоянке.
Следует отметить, что установка дополнительной помпы многие считают очередной идеей Кулибиных, которые как-то пытаются улучшить свои машины новыми методами, но на самом деле использование такой технологии давно практикуется известными такие компании, как BMW и Mercedes Benz.
Что можно установить?
Некоторые предпочитают устанавливать устройства зарубежных производителей (например, оборудование Bosch). Но гораздо чаще пользуются электронасосом Газель. Отзывы об этом устройстве от людей, которые им пользуются, зачастую достаточно положительные, так как он позволяет за небольшую сумму значительно улучшить характеристики автомобиля.
Насос Газель – стандартный центробежный насос. Во время работы поток жидкости от лопастей запускается к периферии от центра, что создает разрежение на входе и увеличивает силу откачки жидкости. Следует отметить, что электронасос, устанавливаемый Газелью на ВАЗ, не может перекачивать воздух из-за слишком больших зазоров между корпусом и крыльчаткой.
Какими они могут быть?
Насосы Газель могут быть самыми разными, и первое их отличие заключается в году выпуска. Более современные модели намного меньше вибрируют и в принципе подключение электронасоса («Газель») от новых моделей избавит вас от хлопот и хлопот. Основная проблема, с которой чаще всего сталкиваются такие устройства, – это их потеря, что приводит к довольно неприятным последствиям и необходимости ремонта. К счастью, процедура относительно быстрая и недорогая, так как многие мастерские без проблем проводят обслуживание электронасоса на Газели, установку которой сейчас все чаще практикуют современные автомобилисты.
Следует отметить, что если можно выбрать качественное устройство и при этом правильно провести процедуру установки, вероятность его выхода из строя будет сведена к минимуму.
Как проводится установка?
Теперь поговорим о том, как подключить электронасос от Газели. Сразу стоит сказать, что процедура достаточно ответственная, поэтому, если вы не уверены в своих силах, лучше доверить ее каким-то специалистам.
Перед установкой дополнительного электронасоса («Газель») попробуйте подождать некоторое время, пока антифриз остынет в машине, затем слейте его из агрегата в чистую емкость (емкость чистить не нужно, если потом залить один новый).
Теперь открутите четыре верхних самореза на помпе и смажьте резиновую прокладку герметиком. В процессе сборки помпы вместо саморезов следует устанавливать длинные тонкие болты с гайками.
Многие задумываются, где лучше поставить дополнительный насос: в пробой отводящего или подающего патрубка. На самом деле разницы в том, где он будет устанавливаться, нет, главное установить во время основного потока. Хотя надо сказать, что большинство автомобилистов, практикующих этот вариант модернизации своей отопительной системы, говорят, что перед радиатором печки лучше установить новую помпу.
Монтаж осуществляется одним из следующих устройств:
- штифт крепления бака стиральной машины;
- штатная опора шумки установлена на моторном щите;
- шпильки возле АКБ.
Наиболее распространен последний вариант, рассмотренный выше, в котором устройство располагается так, чтобы горизонтальная трубка насоса была обращена к блоку (для этого сначала освобождается железный хомут).
Электронасос подключается в любое удобное для вас место. Кто-то ставит на кнопку рециркуляции, кто-то устанавливает на подогрев зеркал, группу САУО при включении печки и многие другие элементы.
Теперь отсоедините белый / синий и желтый / синий провода от клапана рециркуляции, затем снова подключите их следующим образом:
- белый / синий подключен к выводу 85 реле;
- желтый / синий подключен к клемме 30;
- клемма 87 совмещена с проводом электронасоса;
Общая процедура установки следующая:
- От выходного патрубка головки блока отсоединяется одна труба, по которой жидкость подается в подогреватель, после чего подключается к горизонтальному патрубку электронасоса. Длина этой трубки достаточна для такой операции, поэтому беспокоиться об этом не стоит.
- Подсоедините шланг к вертикальному патрубку, который соединен двумя S-образными трубками 2108 (или другой подходящей), часто встречающимися в салоне между радиатором отопителя и краном. Второй конец подключается к столбику блока в том месте, где ранее был подключен стандартный. В конце концов, все хомуты натянуты, при этом главное не забыть затянуть сливную пробку в колодке.
- Заливается антифриз до предельного значения, двигатель внутреннего сгорания работает и все оборудование полностью проверяется на герметичность. Затем включается насос и проводится повторное устранение возможных протечек с затяжкой различных хомутов. Примерно через полчаса работы двигателя уровень антифриза возвращается к нормальному уровню.
Заключение
Этот обзор показывает себя только с лучшей стороны, что подтверждают многочисленные отзывы автомобилистов. При включении помпы от Газели даже на слегка прогретом двигателе воздух от печки начинает сильно нагреваться, но при этом во время работы может гудеть и слегка вибрировать, что создает лишний шум, если машина стоит затухает.
Такая помпа потребляет всего 0,25 мА, поэтому вы можете не беспокоиться о том, что ваше устройство быстро разрядит аккумулятор. Такая модернизация будет выгодна многим, особенно тем, кто живет в северных регионах. Вместо дополнительной помпы ВАЗ-2110 может комплектоваться помпой с улучшенными характеристиками типа ЛУЗАР «ТУРБО», которая также имеет массу положительных качеств.
Есть также много других способов сделать вашу стандартную печь намного более производительной. Например, некоторые видоизменяют печку ВАЗ, чтобы воздух поступал в стороны и в ноги стало намного эффективнее, или устанавливают дополнительный обогреватель. Но в любом случае вариант с установкой дополнительной помпы – самое эффективное средство.
В основном использование такой модернизации актуально для тех людей, которые зимой много времени проводят в машине и страдают от недостатка горячего воздуха внутри салона. Именно поэтому в их случае важно обновить оборудование дополнительным насосом, с помощью которого можно будет повысить КПД кондиционера и системы охлаждения двигателя, что тоже немаловажно. Самым важным преимуществом использования этой технологии является то, что человек может добиться эффективного обогрева даже в неподвижном и неподвижном автомобиле, что редко бывает в стандартных автомобилях.
