практическое руководство
Автомобиль оборудован омывателем и омывателем лобового и заднего стекла. Стеклоочиститель состоит из мотор-редуктора со стержнями и двух рычагов со щетками. Напряжение питания подается на электродвигатель мотор-редуктора через дополнительное реле при включении зажигания. Для защиты мотор-редуктора от перегрузок в его внутреннюю цепь встроен биметаллический предохранитель.
Для подачи омывающей жидкости на лобовое стекло на капоте установлены две форсунки омывателя. Жидкость к ним подается электронасосом по упругой трубке, идущей из бака, закрепленного на левом крыле в моторном отсеке. Насос устанавливается на стенку резервуара.
Стеклоочиститель заднего стекла установлен на двери багажного отделения и состоит из мотор-редуктора и рычага стеклоочистителя. Для подачи омывающей жидкости в заднее стекло в верхней части крышки багажника установлена форсунка. Жидкость в форсунку по упругой трубке подается от второго электронасоса, установленного в бачке омывателя лобового стекла.
Рекомендация
Зимой необходимо заливать в бак стиральной машины специальный антифриз.
Снимайте форсунки, как показано ниже, только в случае их замены, так как это сломает зажимы. Если необходимо снять форсунки омывателя, не повредив зажимы, необходимо снять облицовку капота и снять дополнительный стоп-сигнал, чтобы снять форсунку омывателя.
1. Подготовить машину к работе.
2. Плоской отверткой, подложив под нее в несколько слоев сложенную ткань, подденьте и выньте насадку из отверстия в бленде.
3. Отсоедините шланг от форсунки.
4. Надеваем шланг на новую форсунку так, чтобы струя из форсунки была направлена в сторону лобового стекла.
5. Установите насадку в отверстие в кожухе и надавите на нее сверху, пока она не встанет на место.
6. Тонкой иглой поверните распылитель форсунки так, чтобы поток жидкости был направлен в сторону стекла.
7. Аналогичным образом замените другую форсунку и форсунку омывателя заднего стекла.
Снятие бачка омывающей жидкости :
1. Подготовить машину к работе.
Перед тем, как отсоединить эластичные шланги и кабельные блоки от электронасосов, отметьте порядок их подключения.
2. Отсоедините пружинные шланги и прокладки кабеля от насосов омывателя.
Если в баке много антифриза, для экономии снимите бачок омывателя, не отсоединяя патрубки от электронасосов, слейте жидкость в емкость и затем отсоедините патрубки.
3. С помощью торцевого ключа на 10 мм открутите переднюю гайку крепления бака.
На автомобиле, оборудованном АБС, мы также откручиваем два болта кронштейна блока предохранителей и реле АБС торцевым ключом на 13 мм.
Снимите кронштейн со шпилек вместе с блоком предохранителей и реле.
4. Тем же ключом открутите переднюю фиксирующую гайку бака.
5. Поднимите группу ванн с помощью электронасосов.
Установка бака стиральной машины :
Установите бачок в обратном порядке. Заливаем в него омывающую жидкость.
проверить работоспособность насоса омывателя можно, подав на его выводы напряжение 12 В непосредственно от аккумулятора. Неисправный насос необходимо заменить.
1. Подготовить машину к работе.
Если в бачке много антифриза, для экономии можно снять бачок омывателя, не снимая с него электронасосы, и слить жидкость в бачок.
2. Снимите аккумулятор.
3. Отсоедините две колодки проводов от насоса омывателя заднего стекла (предварительно пометив разъем, подключенный к клемме «+»).
4. Отсоедините эластичный шланг от насоса.
5. Снимите электронасос с бака.
6. Проверьте состояние резиновой прокладки, установленной в отверстии бака. Если его необходимо заменить, снимите прокладку и установите новую.
7. Аналогичным образом снимаем электрический насос омывателя.
Устанавливаем электрические насосы омывателей в обратном порядке.
Снимаем дворник для замены мотор-редуктора и ремонта крышки багажника.
Снятие дворника заднего стекла :
1. Подготовить машину к работе.
2. Снимите защитную крышку гайки крепления рычага стеклоочистителя.
3. Используя гаечный ключ на 10 мм, отверните гайку крепления рычага стеклоочистителя.
4. Снимите рычаг с вала мотор-редуктора .
5. Снимите обшивку задней двери.
6. Отсоедините колодку от мотор-редуктора.
7. Торцевым ключом на 10 мм открутите три гайки, которыми крепится мотор-редуктор.
8. Снимите мотор-редуктор, осторожно вытащив его вал из дверного проема.
9. С помощью торцевого ключа на 10 мм открутите три болта, которыми мотор-редуктор крепится к кронштейну.
10. При необходимости выдавите направляющую втулку с внешней стороны двери.
11. С внутренней стороны снимите направляющую втулку вала с резинового уплотнения.
12. Снимите резиновое уплотнение с дверного проема.
Установка стеклоочистителя заднего стекла :
Собираем и устанавливаем дворник в обратной последовательности. Перед установкой рычага ненадолго включите дворник. Дождавшись завершения полного цикла дворника, закрепляем рычаг на валу мотор-редуктора так, чтобы лезвие находилось в горизонтальном положении.
Стеклоочиститель снимается для замены. На автомобиле с кондиционером из-за кожуха отопителя гораздо сложнее снять стеклоочиститель. На такой машине дворник можно снять, предварительно разобрав мотор-редуктор. На автомобилях без кондиционера стеклоочиститель можно снять вместе с мотор-редуктором.
Снятие дворника:
1. Подготовить машину к работе и отсоединить клемму от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
2. Используя отвертку в качестве рычага, снимите защитный колпачок с гайки, крепящей рычаг стеклоочистителя.
3. С помощью торцевого ключа на 13 мм отвинтите гайку, фиксирующую рычаг стеклоочистителя, и снимите рычаг.
Если рычаг плотно установлен на шлицах вала, то, чтобы не погнуть вал, навинтите гайку на резьбу и выдавите рычаг с вала скользящей цангой.
4. Аналогичным образом снимите второй рычаг стеклоочистителя»
5. Снимите решетку воздухозаборника.
6. Под главным тормозным цилиндром отверткой Phillips открутите винт, соединяющий детали облицовки моторного отсека.
На автомобиле без кондиционера паровой шланг радиатора отопителя необходимо отсоединить от штуцера расширительного бачка. Трубку необходимо вытащить из отверстия в гильзе моторного отсека и заткнуть болтом M6. Также, чтобы не протекать охлаждающая жидкость, необходимо заглушить патрубок расширительного бачка самодельной заглушкой.
7. Снимите расширительный бачок с кронштейна и, не отсоединяя патрубки, отложите его в сторону.
8. Под левым передним крылом торцевым ключом на 10 мм открутите две нижние гайки крепления кронштейна расширительного бачка.
9. Тем же ключом открутите два верхних крепежных болта кронштейна расширительного бачка.
10. Разрежьте зажим жгута проводов плоскогубцами.
11. Оттягивая ремень, извлеките шпильки кронштейна расширительного бачка из отверстий корпуса и снимите кронштейн.
12. Снимите левую часть облицовки моторного отсека.
13. Вытягивая назад, извлеките соединительные блоки проводки из держателя, установленного на кронштейне мотор-редуктора.
14. Отсоедините колодку электропроводки мотор-редуктора от бортовой сети автомобиля.
15. Торцевым ключом на 10 мм отверните болт 1 и гайку 2 левого держателя стеклоочистителя.
16. Тем же ключом отверните гайку крепления правого стеклоочистителя.
17. Используя отвертку в качестве рычага, снимите втулку с резиновой опорной втулки правого стеклоочистителя, опустите кронштейн вала левого стеклоочистителя и снимите его со шпильки.
18. Снимите втулку с правой монтажной шпильки стеклоочистителя.
19. Аналогичным образом снимаем втулку с левой шпильки.
20. Используя отвертку с плоским лезвием и широким лезвием, отсоедините стержень от кривошипа.
21. Используя торцевой ключ на 10 мм или гаечный ключ, открутите три болта, которыми редукторный двигатель крепится к рычагу стеклоочистителя (показано на снятом дворнике).
22. Извлеките ручку из отверстия в кронштейне и снимите мотор-редуктор.
23. Вращая распорную трубку стеклоочистителя вокруг вала, извлеките стержни стеклоочистителя из-под края лобового стекла.
24. Снимите очиститель.
Чтобы не поцарапать корпус отопителя при извлечении стержней стеклоочистителя из-под рамы лобового стекла, подложите под правый рычаг вала толстую ткань или кусок изоленты, сложенной в несколько слоев.
Установка дворника:
Установите дворник в обратном порядке. Прижимаем шаровой палец кривошипа к концу штока плоскогубцами.
Если мотор-редуктор стеклоочистителя был снят с автомобиля, не собранного с трансмиссией, для правильной установки кривошипа на вал мотор-редуктора стеклоочиститель должен быть установлен так, чтобы положение кривошипа относительно кронштейна можно было отметить маркером. Гайка для фиксации кривошипа под ключ 13 мм.
Если стеклоочиститель новый или после ремонта, перед установкой рычагов подключите мотор-редуктор стеклоочистителя к бортовой сети автомобиля и включите прерывистый режим работы стеклоочистителя. Когда очиститель завершит полный цикл и остановится, выключите его. И после этого установите рычаги в нижнее положение стакана. Если невозможно установить рычаги так, чтобы стеклоочиститель работал правильно, переставьте кривошип на валу редукторного двигателя. Для этого перед установкой дворника необходимо вернуть вал мотор-редуктора в исходное положение. Эту же процедуру необходимо выполнить перед установкой нового мотор-редуктора (иначе стеклоочиститель не сможет правильно работать).
Чтобы установить вал в исходное положение, подсоедините блок мотор-редуктора к соответствующему блоку на автомобиле (см. Выше) и на короткое время включите прерывистый режим работы стеклоочистителя. После того, как мотор-редуктор завершит полный цикл и автоматически остановится, выключите зажигание и отсоедините замок от электрической цепи автомобиля. Установите кривошип на вал мотор-редуктора, соблюдая отметку, сделанную при разборке.
Решил уменьшить на своей приоре число взмахов дворников после выключения стеклоомывателя с четырех до двух, и получить возможность регулировать паузу между взмахами дворников как в иномарках.
Четырех движений стеклоочистителя после выключения омывателя – много: лезвия царапают сухое стекло и со временем появляются царапины. Достаточно двух движений дворников.
![]() |
Снимаем штатное заводское реле стеклоочистителей с автомобиля. |
![]() |
Находим на нем резистор 140 кОм – его нужно заменить. |
![]() |
Выпаяем указанное стандартное сопротивление. |
![]() |
Вставляем в схему новый резистор 51 кОм (допускаются небольшие отклонения в большую или меньшую сторону). Если поставить резистор на 70 кОм, будет 3 развертки. |
![]() |
Отрезать лишние ножки резистора, припаять.
Установите реле стеклоочистителя. Теперь после выключения стиральной машины дворники делают только два хода.


Разбираем кожух рулевой колонки и в правом разъеме подрулевого переключателя находим желтый провод с зеленой полосой. В пробой этого провода нам нужно поставить переменный резистор:
- снимите соединитель проводов с соединительной колодки;
- к желтому проводу с зеленой полосой подключаем заранее подготовленный провод (синий на фото), другой конец которого подключаем к переменному резистору;
- другой провод переменного резистора (красный на фото) подключается к блоку подрулевых переключателей к контакту, куда ранее был подключен желтый провод с зеленой полосой.

Находим удобное место на панели (временно закрепил на рулевой колонке).
Примечание: Модификация не подходит для автомобилей комплектации «Люкс» с датчиками дождя.
Советы для автомобилистов
На автомобиле Приора механическая часть привода дворников установлена как на ВАЗ-2110. А вот электрическая схема дворника ВАЗ-2170 Приора имеет существенное отличие от предшественницы «десятки».
На Приорессе два дворника: передний и задний. Управляются они рычагом, расположенным на рулевой колонке. В процессе включения дворников задействованы два реле и дворник и блок управления внешним освещением. На некоторых автомобилях может быть датчик дождя, это зависит от комплектации, в которой была приобретена машина. Электрические цепи защищены несколькими предохранителями.
Если при включении дворников в любом режиме они не работают и вы не слышите щелчки термобиметаллического предохранителя, необходимо проверить, не перегорели ли предохранители F20 и F11, расположенные в монтажном блоке. Если они не повреждены, необходимо проверить разъемы колодок на наличие окисленных контактов. Также возможно заклинили щетки электродвигателя или неисправен сам рулевой переключатель.
Если срабатывает термобиметаллический предохранитель и дворники не работают, причина в том, что что-то чисто механическое мешает им двигаться. Например, дворники замерзли на лобовом стекле, или шестерни редуктора застряли, или тяга управления стеклоочистителями может быть деформирована.
Когда на Лада Приоре в прерывистом режиме перестают работать дворники, нужно искать причину в реле К6 и К12. Нормальный драйвер может проверить их работоспособность, только заменив их исправными реле. При наличии блока управления реле К6 можно перепрограммировать на желаемую частоту срабатывания. Если после выключения дворников щетки стеклоочистителя не вернутся в крайнее нижнее положение, виноват блок управления, так как именно он за это отвечает.
При работающем электродвигателе и рывках щеток необходимо проверить фиксацию кривошипа на оси, выходящей из коробки передач. Как видите, самостоятельно без посторонней помощи водителю Приоресса удается устранить только чисто механические поломки. Чтобы справиться со всем остальным, придется обратиться к электрикам.
