Датчик кислорода, симптомы которого известны большинству опытных автовладельцев, играет немалую роль в эксплуатации автомобиля. Несмотря на незаметность и небольшие размеры, этот регулятор регулирует топливную смесь, тем самым помогая силовой установке.
Двигатель автомобиля, который получает хорошо перемешанную топливно-воздушную смесь, работает максимально эффективно. К сожалению, датчик регулятора или лямбда-зонд, как его еще называют, имеет тенденцию к выходу из строя.
- Причины нарушения работы и явные признаки
- Ступени
- Проверка регулятора
- Что делать, если неисправный датчик застал в дороге
- Замена регулятора
- Для чего нужен датчик концентрации кислорода?
- Причины неисправности лямбда-зонда
- Детальное определение неполадки
- Способы диагностики лямбда-зонда
- Как заменить самостоятельно?
- Причины и признаки неполадок
- Как проводится проверка датчика?
- Преимущества обращения в автосервис
- Можно ли почистить зонд
- Предназначение и работа датчика
Причины нарушения работы и явные признаки
Как правило, к неисправности датчика приводят следующие причины:
- Любая агрессивная жидкость, например антифриз или тормозная жидкость, попадает в датчик.
- Проблемы могут начаться, если владелец использовал реактивные вещества для очистки корпуса регулятора.
- Если в автомобильном топливе содержится большое количество соединений свинца.
- В случае значительного перегрева регулятора, который происходит из-за использования некачественного топлива или забитого фильтра.
О неисправностях регулятора можно судить по явным признакам внешнего характера. Это легко заметить. Достаточно обратить внимание на следующие моменты:
- Резко увеличился расход топлива.
- Автомобиль трясется от рывков, даже когда двигатель горячий.
- Изменился цвет и запах выхлопных газов.
- Катализатор не работает должным образом.
Конечно, общие условия эксплуатации также негативно влияют на датчик. Электропроводка или сам регулятор могут выйти из строя при несоблюдении стандартных правил эксплуатации автомобиля.
Ступени
В свою очередь, специалисты видят в износе сенсора два основных этапа.
На первой стадии неисправности датчика происходит увеличение времени реакции двигателя при нажатии педали акселератора. Силовой агрегат медленно реагирует, при нажатии на акселератор начинает мигать «чек», педаль опускается – мигание прекращается. На этом этапе неисправности водитель замечает ухудшение тяги, динамики разгона и увеличение расхода топлива (пока незначительное). Обычно эта фаза неисправности регулятора может длиться около года.
Второй этап уже намного печальнее. На этом этапе большинство автовладельцев задумывается, зачем вообще нужен этот кислородный датчик. Полностью пропадает нормальный разгон, машина «сглаживает» даже на абсолютно ровной дороге. Еще одна отличительная черта второй ступени – снижение скорости двигателя малой тяги даже при прижатии акселератора к полу. Во впускном коллекторе может быть слышен щелчок.
Для полной безопасности рекомендуем заводить машину «в холодную погоду». Если датчик кислорода неисправен по второй шкале тяжести, в идеале автомобиль будет работать только первые несколько минут. Когда устройство начинает работать, посылая сигналы на ЭБУ, сразу возникают проблемы.
Проверка регулятора
При подозрении на неисправность регулятора рекомендуется начать с оценки его внешнего состояния. В большинстве случаев, если датчик неисправен, он будет покрыт слоем грязи или копоти. Нормальный внешний вид датчика, как правило, свидетельствует о его нормальной работе, но испытание следует продолжить.
- Регулятор необходимо отключить от блока.
- Затем подключите его к вольтметру с достаточно высоким классом точности.
Примечание. Схема подключения регулятора к вольтметру должна исходить из его распиновки: черный провод от датчика отвечает за сигнал (идет к контроллеру), белые провода отвечают за нагрев, серый провод – за заземление.
Проверка показаний вольтметра – это диагностика, основанная на динамике силовой установки автомобиля. Например, если включен круиз-режим (2500 об / мин) при снятой вакуумной трубке, нормально работающий регулятор должен выдавать 0,9 В (немного больше или меньше). Если показания датчика ниже 0,3 В, прибор однозначно неисправен.
Сенсор управления может иметь другой режим. Можно смоделировать принудительный впуск воздуха, обедняющий топливовоздушную смесь. В этом случае показания регулятора должны быть меньше 0,2В.
Другой тестовый режим связан с промежуточным положением мотора. Другими словами, если частота вращения силовой установки находится в пределах 1500 об / мин, регулятор должен показывать значение 0,5 В.
В случае полной проверки неисправности датчика его следует разобрать и заменить. И здесь нужно придерживаться некоторых правил.
- регулятор лучше менять на гоночной машине, так сказать «горячей». Это дает вам больше шансов не порвать нити.
- Также желательно немного приподнять разъем нового регулятора, чтобы защитить прибор от грязи и влаги.
- И напоследок специалисты рекомендуют обработать корпус датчика «графитом», даже заводской смазкой.
Почти все современные автомобили имеют кислородный датчик. Позиционировать устройство можно несколькими способами. На некоторых автомобилях он расположен рядом с катализатором, на других – в выпускном коллекторе.
Что делать, если неисправный датчик застал в дороге
Если в дороге обнаружена неисправность датчика или нужно срочно куда-то ехать, а проблемы с датчиком не решены, что делать? Решение гениальное своей простотой: вам просто нужно отключить зонд. Конечно, мигающее “управление” никуда не пропадет, пока двигатель не заглохнет и динамика в принципе не будет нормальной. Но вы можете легко добраться до автосервиса, даже если без услуг.
необходимо установить датчик, рекомендованный конкретным производителем автомобиля. Поставив какое-то «зловещее» устройство, пусть даже из соображений экономии, можно подвергнуть двигатель непосильным нагрузкам и проблемам. Несомненно, ремонт двигателя обойдется намного дороже, чем покупка качественного кислородного датчика.
Замена регулятора
Замена кислородного датчика на отечественных автомобилях, как правило, особых трудностей не вызывает. Единственная трудность может заключаться в закипании зонда, после которого он практически не поддается механическим воздействиям. Но даже для этих случаев есть действенная и пошаговая инструкция. Это показано ниже.
- Автомобиль поднимается на эстакаду.
- Защита блока питания снята.
- Открывается капот, начинается работа с проводами щупа. Жгут кислородного датчика расположен на трубках СО (системы охлаждения). Они фиксируются хомутами.
- Пластиковый зажим, удерживающий проводку, разрезан;
- Датчик откручивается ключом на «22».
Если прибор не снимается, значит датчик закипает. Действуем по следующей схеме. Сбрызните регулятор WD-40, подождите немного и попробуйте удалить его еще раз. Если опять не работает, запускаем двигатель и немного прогреваем выхлопную систему, поливаем регулятор водой и пробуем снова. Если не поможет, придется нагреть датчик прямо паяльником, ударить его молотком (не сильно) и открутить.
Регулятор устанавливается в порядке, обратном снятию. Не забудьте подключить соединитель и закрепить проводку на трубах.
Зная признаки неисправности лямбда-зонда, вы можете вовремя отреагировать и заменить его. Нормально работающий датчик – это качественная, безаварийная работа двигателя. Автомобилисту никогда не стоит забывать об этом.
Выхлопная система автомобилей за последние годы существенно изменилась, в ее конструкции появилось несколько дополнительных элементов, позволяющих использовать автомобили без нарушения международных экологических норм.
Например, одним из таких элементов является датчик кислорода, признаки неисправности которого должны быть известны каждому автовладельцу. Подробно мы рассмотрим назначение, конструктивные особенности и распространенные неисправности лямбда-зонда в рамках данной публикации.
Для чего нужен датчик концентрации кислорода?
На практике многие автовладельцы даже не подозревают о существовании этого элемента. Его цель – определение концентрации кислорода в выхлопных газах и последующая передача этой информации в ЭБУ. На основе этого по встроенным в память системы алгоритмам производится корректировка топливовоздушной смеси на ее полное сгорание в цилиндрах двигателя.
Датчик кислорода находится в выпускном коллекторе. На большинстве моделей лямбда устанавливается непосредственно в области каталитического нейтрализатора. Независимо от того, где установлен датчик, это не повлияет на правильность его показаний и работу системы. Лямбда-зонд бывает двух типов:
Отметим, что второй тип входит в конструкцию старых моделей автомобилей, выпущенных до 1990-х годов. Все современные модели имеют широкополосную лямбду, которая регистрирует все отклонения с высокой точностью, чтобы гарантировать формирование наиболее правильной смеси. При этом исправно работающий датчик такой системы позволяет реально снизить расход топлива и обеспечить оптимальную частоту вращения коленчатого вала силового агрегата.
Причины неисправности лямбда-зонда
Симптомы отказа датчика могут быть разными. Изначально его неисправность сказывается на качестве топливной смеси. Например, его некорректная работа может быть спровоцирована наличием различных отложений. И наиболее частая причина отказа лямбды – нарушение ее герметичности, что вызвано естественным износом материала ее изготовления. Механическое повреждение датчика концентрации кислорода встречается реже, так как элемент хорошо защищен.
Также датчик может работать с перебоями или вообще не работать из-за отключения электроэнергии. Контактные группы лямбда-зонда подвергаются окислению, в результате чего прибор начинает некорректно работать, передавая на ЭБУ неверные показания. Это приводит к прерыванию процесса смесеобразования.
Неправильная установка угла опережения зажигания – одна из возможных причин неисправности кислородного датчика. Нередко подобная проблема возникает на автомобилях в системе зажигания, для которой поставлен трамблер. Кроме того, повреждение электропроводки и проблемы со свечами зажигания также накладывают свой отпечаток на работу лямбда-зонда. Распознать это можно по тройной конструкции двигателя и его неисправности по мере увеличения числа оборотов коленчатого вала.
Детальное определение неполадки
Общие симптомы неисправности лямбда-зонда включают следующее:
- повышенный расход топлива;
- толчки во время движения;
- резкое снижение мощности силового агрегата;
- нестабильный минимум;
- появление сильного токсичного запаха в выхлопных газах авто.
Следует подчеркнуть, что указанные выше сигналы не всегда являются результатом неисправности датчика концентрации кислорода. При обнаружении этих симптомов необходимо провести тщательную проверку лямбда-зонда. Рассмотрим подробнее этот процесс.
Способы диагностики лямбда-зонда
Вы можете проверить датчик одним из следующих способов:
- При визуальном осмотре
- Проверка мультиметром
Начнем с первого способа. Сначала необходимо отсоединить разъем от датчика и проверить состояние контактов, целостность проводов не должна быть нарушена, а все соединения должны быть плотно проведены. Далее осматриваем сам датчик. На нем не должно быть отложений и нарушений целостности конструкции.
Сажистый налет можно очистить, его образование вызвано сгоранием слишком богатой топливной смеси, в результате чего ухудшается проницаемость по лямбда. Это приводит к тому, что устройство начинает некорректно работать. Наиболее опасными для датчика являются свинцовые отложения яркого серебристого цвета, вызванные использованием некачественного топлива и моторного масла. Избавиться от него нет возможности, рекомендуется полная замена устройства.
Процесс проверки лямбда-зонда мультиметром не представляет особой сложности. Для его выполнения необходимо подключить сигнальные провода датчика к щупам тестера, затем запустить силовой агрегат и держать его обороты на 2,5 тысячи, затем отпустить дроссельную заслонку, вынуть отсос и посмотреть на шкалу мультиметр.
О полном выходе из строя датчика концентрации кислорода свидетельствует отсутствие напряжения или его низкое значение (менее 0,8В). Поскольку конструктивные особенности не позволяют полностью восстановить работоспособность лямбда-зонда, потребуется полная замена элемента, исчерпавшего свой ресурс.
Как заменить самостоятельно?
Как видите, в большинстве случаев выхода из строя лямбда-зонда его ремонт не имеет смысла, поэтому лучшим решением проблемы будет замена неисправного элемента, тем более что этот процесс несложный.
Перед заменой необходимо отключить бортовое питание автомобиля, затем снять блок с датчика (на некоторых моделях он может дополнительно фиксироваться хомутами). Поскольку лямбда включена в конструкцию выхлопной системы, в результате элемент постоянно работает при высоких нагрузках. Не всегда получается открутить с первого раза. Делать это нужно осторожно, чтобы не повредить резьбу в патрубке выпускного коллектора.
Сняв неисправный элемент с гнезда, очищаем резьбу от грязи, устанавливаем новый лямбда-зонд и прикручиваем, стараясь не перетягивать.
Важность датчика концентрации кислорода в выхлопной системе автомобиля оценить нельзя, так как его выход из строя приведет к некорректной работе силового агрегата, что крайне вредно для его элементов. По этой причине необходимо научиться вовремя и правильно определять его поломки.
Лямбда-зонд необходим для нормальной работы системы, обеспечивающей контроль и правильное формирование топливовоздушной смеси в автомобиле. Он находится в выпускном коллекторе, где соединяются патрубки. Но не исключены и другие варианты размещения.
Постоянные нагрузки, воздействие агрессивной среды приводит к поломкам, которые сопровождаются сбоями в работе автомобиля. Проблем легче избежать, периодически проверяя лямбда-зонд; Признаки неисправности также могут указывать на необходимость обращения в сервисный центр.
Причины и признаки неполадок
Если происходит сбой кислородного датчика, это сказывается на работоспособности силовой установки. Поломки всегда сопровождаются снижением качества образующейся топливной смеси.
Общие причины:
- появляются механические повреждения, возможна разгерметизация из-за неправильной эксплуатации, езды по бездорожью;
- возникают проблемы, перебои в подаче электроэнергии;
- тепловая перегрузка, перегрев из-за неправильного зажигания;
- сильное загрязнение из-за использования топлива, которое содержит множество присадок, повышающих октановое число;
- воздух, выхлопные газы могут попасть в систему.
Обычно зонд выходит из строя постепенно, что позволяет вовремя выявить проблему.
Признаки проявляются поочередно:
- Отображается нестабильный неактивный. Причина в том, что в определенное время сигнал не генерируется. Колебания могут быть серьезными в широком диапазоне.
- Снижается качество топливовоздушной смеси. Это сопровождается появлением рывков, необычных хлопков в работе силового агрегата. Динамика ухудшается.
- На приборной панели загорается соответствующая сигнальная лампа, что является сигналом для владельца.
- При ухудшении ситуации устройство перестает работать на неотапливаемом двигателе.
- Заметно падает мощность, отзывчивость при нажатии на газ. Чаще появляются хлопки, рывки. Не исключен перегрев двигателя.
- Увеличивается расход топлива, выхлопные газы приобретают токсичный запах.
В такой ситуации необходимо заменить лямбда-зонд, при этом нельзя игнорировать признаки неисправности. На новых моделях автомобилей активирован аварийный режим, что делает невозможным дальнейшее движение. Это исключает развитие более серьезных проблем с двигателем, дорогостоящее восстановление.
Как проводится проверка датчика?
Срок службы датчика зависит от типа устройства и начинается с 50 000 км для неотапливаемого, 100 000 для обогреваемого и 160 000 км для скользящего. Если возникнут первые проблемы, вы можете проверить состояние устройства.
Визуальная оценка:
- Наличие сажи влияет на передачу сигналов на блок управления. Причина – перегрев, повышенное содержание кислорода в топливной смеси.
- Образование беловатых и сероватых отложений сигнализирует о большом количестве присадок в топливе, что влияет на производительность агрегата.
- Сверкающие шарики предполагают, что топливо увеличило количество частиц свинца.
Для определения эффективности, получения точной информации профессионалы используют специальное оборудование. Если нет возможности обратиться в автосервис, достаточно уточнить, как проверить лямбда-зонд мультиметром. Сделать это самому несложно.
Основные шаги:
- Двигатель постепенно прогревается до 75 градусов.
- Следят за постепенным увеличением оборотов до 3000, удерживая показатели 3 минуты. Это нужно для прогрева сенсора.
- Взяв мультиметр, сигнальный кабель подключается к тестирующему устройству. Второй провод крепим к земле. Во время нормальной работы датчика показания мультиметра остаются в диапазоне 0,2 – 1 Вольт.
- Во время тестирования данные должны постоянно меняться: при нажатии на педаль акселератора она должна приближаться к 1 Вольт, а при отпускании быстро падать.
Размышляя над тем, как проверить лямбда-зонд, учитывается, что если показания прибора в процессе не меняются, при розжиге газа остается напряжение 0,5 вольта, вероятно, неисправен блок. Если данные равны нулю, необходимо убедиться, что датчик заземлен. Рекомендуется проверить целостность, работоспособность проводки, ведущей к замку зажигания, реле.
Преимущества обращения в автосервис
В автосервисе диагностика проводится с помощью электронного осциллографа. Делать это рекомендуется после 30 000 км пробега, что позволит избежать неожиданных поломок. Чтобы проверить лямбда-зонд датчика кислорода, специалисты соблюдают несколько важных моментов.
Проверка автосервиса:
- Датчик нагревается до 300 – 400 градусов для нормальной работы и измерения остаточного кислорода.
- Таким образом, электролит в конструкции устройства получает проводимость, а различия в количестве атмосферы и кислорода в выхлопе определяют появление выходного напряжения.
- Выдернув вилку, определите сопротивление ТЭНа. Датчик должен оставаться в пределах 2–14 Ом.
- Оценивается напряжение, подаваемое на нагреватель. Оптимальный вариант – 10,5 Ом. Проверка выполняется при вставленной панели с подключенным разъемом датчика.
Преимущество обращения к волшебникам заключается в точности определения не только здоровья, но и состояния элемента.
Можно ли почистить зонд
При выходе из строя кислородного датчика его нельзя не заменить, так как методов восстановления нет. Учитывая высокую стоимость заменяемой детали, ремонт может быть дорогостоящим.
Но есть и другие варианты:
- выбрать универсальный датчик, который намного дешевле оригинального, подходящий для большинства моделей автомобилей;
- ищу б / у запчасть с гарантией, подойдет и выпускной коллектор с установленным датчиком.
Но менять деталь не всегда необходимо. Достаточно знать, как почистить лямбда-зонд. Кроме того, не исключены ситуации сильного загрязнения. Частицы сажи и нагара могут откладываться на чувствительном элементе, закрытом защитным колпачком. Из-за этого в работе появляются сбои и ошибки. После удаления налета эффективность устройства восстанавливается.
Тонкости очистки:
- Процедура начинается с демонтажа, для чего поверхность детали нагревается до 50 градусов. Вытащив датчик, снимите защитный колпачок.
- В работе используется ортофосфорная кислота, которая способна удалять частицы углерода, примеси, не повреждая электроды, важные элементы. Замачивание производят на 10-20 минут.
- Более сложный вариант включает снятие защитного колпачка и чистку более тонкой щеткой. После удаления примесей деталь моют и сушат.
Промывка проводится, если есть возможность повторно установить защиту, что предполагает выполнение аргоновой сварки. Стоимость чистки намного ниже замены. Это решение подходит только для полезных, но загрязненных датчиков. При повторной сборке важно смазать резьбовое соединение монтажной пастой. При установке нового элемента смазка не требуется, соединение обрабатывается в процессе производства.
Предназначение и работа датчика
Чтобы понять, за что отвечает лямбда-зонд, необходимо обратить внимание на работу топливной системы. Датчик кислорода – важный элемент в максимальном повышении эффективности двигателя на инжекторных машинах.
Высокая производительность возможна при полном сгорании топливовоздушной смеси. Поэтому важно определить оптимальное соотношение компонентов. В связи с правильной оценкой содержания кислорода в выхлопе проводится последующий расчет топливной смеси.
Правильно функционирующий зонд обеспечивает:
- снижение расхода топлива до 15%;
- повысить экологичность выхлопных газов;
- сохранен заводской ресурс катализатора;
- отличная динамика, сохраняется отзывчивость при управлении.
Наилучшая производительность характерна для автомобилей с двумя датчиками, один из которых расположен перед катализатором, а второй – после него.
Изучая принцип работы лямбда-зонда, стоит учесть, что схема действия различается в зависимости от типа.
Типы устройств:
- Двухточечные модели в своей конструкции включают два электрода. Это позволяет оценить коэффициент избытка кислорода в топливной смеси, определив его содержание в выхлопе. Действие происходит во время прохождения выхлопных газов. Здесь первый элемент чувствителен к кислороду. Второй – из циркония. По мере прохождения разряда между электродами измеряется потенциал. Увеличение показателя означает избыток кислорода.
- Широкополосные зонды представляют собой новый тип зонда. Здесь поддерживается напряжение 450 мВ. В состав аппарата входят керамические компоненты: толстая кишка и инъекционный. Последний всасывает кислород, присутствующий в выхлопе. В этом случае используется определенная сила тока. Падение уровня кислорода приводит к увеличению напряжения, что сопровождается подачей соответствующего сигнала на ЭБУ.
Уход, своевременная диагностика, устранение неисправностей позволяет исключить большинство непредвиденных ситуаций, сберечь заводской ресурс, работоспособность агрегатов.