Маркировка, с помощью которой специалист или вы сможете понять, подходит ли данный диск к конкретной машине, нанесена на сам диск и выглядит так:
6.5 J x 16 H2 5/100 ET45 d54.1 или 6 1/2 J x 16 H2 5/100 ET45 d54.1
Давайте последовательно проанализируем все составляющие маркировки колеса в этом примере.
В качестве образца можем раскодировать один из способов надписи колесного диска:
6,5 J x 16 H2 5×100 ET45 d54.1 или 6 1/2 J x 16 H2 5/100 ET45 d54.1
Цифры 6,5 в образце надписи показывает расстояние между внутренними краями обода в дюймах. (иногда это значение в маркировке обозначается в виде дроби 6 и 1/2). Этот параметр важен при выборе покрышек, т. к. у каждой резины есть конкретный диапазон относящийся к ширине обода. Замечательнее всего, если ширина этого обода располагается в среднем диапазоне покрышки.
6,5 J x 16 H2 5×100 ET45 d54.1
Латинская буква J в маркировке диска обозначает форму закраины обода. Это место, в котором диск соединяется с шиной. Среди наиболее распространенных обозначений для легковых автомобилей встречаются: P, D, B, K, JK, JJ, J. Каждая буква скрывает несколько параметров.
Чаще всего в современных легковых автомобилях встречается закраина в форме J. Полноприводные модели обычно комплектуются дисками с обозначением типа JJ.
6,5 J x 16 H2 5×100 ET45 d54.1
Знак “х” говорит о том, что обод выполнен в неразъемном виде и представляет собой единое целое, а знак “–” указывает на то, что он состоит из нескольких комплектующих, и его можно разобрать и собрать. Неразъемные диски отличаются от разборных конструкций легкостью и большей жесткостью.
6,5 J x 16 H2 5×100 ET45 d54.1
Монтажный диаметр – это размер посадочного обода колесного диска под шину. Обычно указывается в дюймах (в нашем примере – это цифра 16). В обиходе автомобилисты ещё называют его радиусом диска. При подборе шины этот показатель обязательно должен совпадать с её монтажным размером. Стандартными значениями монтажных диаметров диска для легковых автомобилей и кроссоверов будут величины от 13 до 21.
6,5 J x 16 H2 5×100 ET45 d54.1
Обозначение Н2 расшифровывается следующим образом. Кольцевые выступы (хампы) находятся с 2 сторон диска. Эти подкаты предназначены для фиксации бескамерной шины на колесном диске. Они препятствуют оттоку воздуха в случае внешнего воздействия на покрышку. Применяются и другие обозначения: Н – хамп имеется только с одной стороны, FH – подкат имеет плоскую форму (Flat Hump), AH – у выступа асимметричная форма (Asymmetric Hump) и т. д.
6,5 J x 16 H2 5×100 ET45 d54.1
Расположение крепежных отверстий (Pitch Circle Diameter)
В маркировке 5х100 первая цифра 5 указывает количество отверстий в колесном диске. Число 100 обозначает диаметр окружности, на которой размещаются крепежные отверстия.
6,5 J x 16 H2 5×100 ET45 d54.1
Вылет диска представляет собой расстояние между плоскостью прикосновения диска со ступицей и плоскостью, которая проходит через центр поперечного сечения колесного диска. Величина выражается в миллиметрах, а вылет бывает как положительным (ЕТ45), так и отрицательным (ЕТ-30).
6,5 J x 16 H2 5×100 ET45 d54.1
Диаметр посадочного отверстия (hub diameter, DIA)
Центральное (ступичное) посадочное отверстие колесного диска указывается в миллиметрах, например d54.1. Диаметр посадочного отверстия в легковых автомобилях колеблется от 50 до 70 мм. Очень важно точно подбирать диск в соответствии с посадочным пояском ступицы автомобиля.
Теперь более подробно:
Колесный диск – одна из самых важных частей, соединяющих автомобиль с дорогой через шину. При замене шин или покупке новых дисков часто бывает необходимо знать параметры колеса. Расшифровка знаков дисков и других обозначений на них поможет вам разобраться во всех параметрах и характеристиках ваших колес.
Большинство характеристик колес влияют на безопасность вождения и безотказную работу подвески. Выбирая диски, нужно выяснить, какие модели с какими характеристиками разрешено использовать на вашем автомобиле. Только при соблюдении всех требований они могут быть установлены на машине.
На нашем сайте уже есть инструкция по расшифровке следов шин и теперь мы объясним, как расшифровать следы на колесных дисках.
Наш визуальный калькулятор шин также может быть вам полезен.
Возможность считывать следы колес помогает точно подобрать нужные колеса к автомобилю. Важно только правильно распознать метки на диске, чтобы не спутать их с правильной расшифровкой.
Маркировка дисков
Штампованные и легкосплавные диски для легковых автомобилей имеют одинаковое стандартное обозначение (маркировку). Диски сертифицированы в странах ЕС согласно UN / ECE 124.
Например, можно расшифровать один из вариантов маркировки обода: 7,5 J x 15 H2 5×100 ET40 d54.1
Расшифровка этой маркировки будет следующая:
Ширина диска
Цифра 7,5 в примере маркировки указывает расстояние между внутренними краями круга в дюймах. Этот показатель учитывается при выборе шин, так как каждая шина имеет определенный диапазон ширины обода. Лучше всего, когда ширина обода находится в середине диапазона шин.
6.5 – (B) – Ширина диска в дюймах (иногда это значение в маркировке указывается как
Ширина измеряется не по внешним сторонам обода, от края до края, а по так называемой «дисковой полке», на которую опираются боковины шины.
Ширина шины и обода должны строго соответствовать друг другу, чтобы шины после установки на обода имели оптимальную форму, указанную производителем. Вы можете рассчитать необходимую ширину обода с помощью калькулятора шин.
J – форма фланца обода (может быть JJ, JK, K или L). При выборе автоматических дисков этот параметр не учитывается и на него нельзя обращать особого внимания.
Тип кромки обода (фланец)
Латинская буква J в маркировке диска обозначает форму края круга. Здесь устройство подключается к шине. Среди наиболее распространенных обозначений автомобилей: P, D, B, K, JK, JJ, J. Каждая буква скрывает несколько параметров:
- радиус кривизны,
- форма профиля профиля,
- угол наклона полок,
- высота полки и т д
В современных легковых автомобилях чаще встречаются фланцы J-образной формы.Модели с полным приводом обычно комплектуются дисками с обозначением типа JJ.
Края обода влияют на крепление шины, вес противовесов и сопротивление шины смещению в экстремальных ситуациях. Поэтому, несмотря на внешнее сходство колесных дисков JJ и J, предпочтение следует отдавать кромке обода, рекомендованной производителем автомобиля.
Освобождение круга
Знак «x» указывает на то, что обод изготовлен как одно целое, а знак «-» указывает, что он состоит из нескольких компонентов и может быть разобран и собран. Цельные диски отличаются от складных конструкций легкостью и большей жесткостью.
Колеса с ободом «x» предназначены для использования с эластичными шинами, что характерно для легковых и малых грузовиков. В случае шин для тяжелых условий эксплуатации требуются модели с разъемными дисками. В противном случае установить шину на обод просто невозможно.
Диаметр обода
Монтажный диаметр – это размер обода колеса для шины.
Установочный диаметр обычно указывается в дюймах (в нашем примере это цифра 15). В обиходе автомобилисты еще называют его радиусом диска. При выборе шины этот показатель обязательно должен совпадать с ее монтажным размером.
Типичные установочные диаметры обода для легковых автомобилей и кроссоверов от 13 до 21.
15 – (D) – Диаметр диска в дюймах. Обратите внимание, что диаметр обода – это не внешний диаметр обода от края до края, а, как и в случае ширины, это диаметр «полки» обода, на которую опирается борт шины.
Поэтому, если вы хотите измерить внешний диаметр обода автомобиля с помощью рулетки, вы должны учитывать, что на самом деле его фактическое значение немного ниже. А чтобы перевести диаметр диска из сантиметров в дюймы, нужно полученное значение разделить на 2,54 .
Те, если ваш замер окажется 40,6 см, то:
Диаметр диска = 40,6 / 2,54 = 16 дюймов
H2 – Код конструкции и количество горбов (варианты горба: H – одинарный, H2 – двойной, FH – плоский (плоский горб), AH – асимметричный (асимметричный горб), CH – комбинированный (комбинированный горб))
Горб: маленькие кольцевые выступы используются для предотвращения отскока бескамерной шины от обода. При выборе дисков этот параметр не учитывается.
Кольца или роллы (горб)
Обозначение H2 расшифровывается следующим образом. Горбинки расположены с двух сторон диска. Эти ролики предназначены для крепления бескамерной шины к ободу. Они предотвращают утечку воздуха в случае внешнего удара по шине. Используются также и другие обозначения:
H – горб имеется только с одной стороны,
FH – горка плоской формы (Flat Hump),
AH – выступ имеет асимметричную форму (Asymmetric Hump) и т.д.
Диаметр делительной окружности
В маркировке 5×100 первая цифра указывает количество отверстий в ободе. Цифра 100 указывает на диаметр обода, на котором расположены крепежные отверстия.
- Количество крепежных отверстий для легковых автомобилей обычно варьируется от 4 до 6 штук.
- Стандартные значения диаметра обода 98 / 139,7.
Не всегда можно определить на глазок соответствие между размером ступицы и размером диска. А установка диска 98 вместо 100 может привести к наклону колеса, что приведет к выбегу и самопроизвольному ослаблению болтов.
Авария устройства (ET, Einpress Tief)
Выступ диска – это расстояние между плоскостью контакта диска и ступицы и плоскостью, проходящей через центр сечения обода. Значение выражается в миллиметрах, а выступ может быть как положительным (ET40), так и отрицательным (ET-30).
Этот показатель должен соответствовать рекомендациям производителя автомобиля, иначе в аварийной ситуации силы, действующие на подвеску, могут сломать диск.
Диаметр отверстия (диаметр ступицы, DIA)
Центральное отверстие (ступица) обода указывается в миллиметрах, например d54.1. Диаметр отверстия в легковых автомобилях варьируется от 50 до 70 мм. Очень важно точно подогнать диск по посадочному ремню ступицы автомобиля.
Даже при небольших отклонениях одного из параметров обода от требований производителя автомобиля существует угроза ускоренного износа покрышек, что может привести к их разрушению в экстремальной ситуации (высокая скорость, резкое торможение, крутые повороты).
Когда машина останавливается из-за отказа двигателя, можно вызвать эвакуатор, прораба или попросить помощи с «поездкой». Но когда на высокой скорости происходит обрыв шины или соскакивает колесо со ступицы, это создает опасность для жизни водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. Поэтому колеса всегда должны быть в хорошем состоянии и под постоянным присмотром водителя.
С помощью этого раздела вы легко сможете понять основные параметры дисков, их маркировку, которые необходимы для правильного выбора диска. Или позвоните по телефону в Москве: – наши специалисты ответят на ваши вопросы, ничто не заменит вам живое общение.
Рекомендуемые характеристики обода могут незначительно отличаться для одного и того же автомобиля, независимо от того, хотите ли вы установить на свой автомобиль стальное, литое или кованое колесо.
Но есть стандартная маркировка диска, которая выглядит, например, так:
6.5J x 15 H2 5/112 ET39 d57.1
Далее мы по порядку расскажем обо всех параметрах, указанных в маркировке диска:
PCD диска
Параметры крепления диска: 5/112 – первое число – количество болтов (или гаек) в нашем случае 5 .
Второй – диаметр, на котором они расположены (мм), который называется PCD (Pitch Circle Diameter) и в нашем случае равен 112 мм.
Что касается шины, для простоты оба этих параметра часто называются термином PCD и обозначают PCD диска, который они записывают 5/12.
Измерение PCD должно выполняться с высокой точностью, поскольку существуют очень близкие значения (например, 98 и 100 или 110 и 112), которые нельзя использовать вместо друг друга! Подробные инструкции о том, как правильно измерить параметры диска, вы можете найти в разделе: Измерение параметров диска.
Вылет диска (ET)
ET39 – запуск или удаление диска (этот параметр также может быть отмечен как OFFSET и DEPORT). Начало диска – это расстояние между плоскостью соединения диска колеса (плоскость, в которой диск прижимается к ступице) и центром ширины диска.
Вылет колеса (маркировка ET) измеряется в миллиметрах. Есть диски с отрицательным и положительным выступом, и если центр диска совпадает с плоскостью крепления диска к ступице, выступ диска будет нулевым. В нашем случае ЕТ положительна и равна 39 мм.
Выступ диска автомобиля, как правило, зависит от ширины диска, так как, увеличивая ширину диска, вы должны уменьшить ET, а затем подтолкнуть диск к внешней стороне автомобиля, чтобы он не цепляться за амортизатор и другие детали подвески. Однако слишком малое смещение увеличивает нагрузку на ступичные подшипники, и при определенных значениях шина может тереться о крыло автомобиля, особенно при включенной подвеске.
Слишком большое значение смещения может помешать первоначальной установке диска на автомобиль, поскольку внутренняя часть диска будет упираться в тормозной суппорт или другие части подвески автомобиля.
Как узнать допустимое смещение диска? Лучше всего следовать рекомендациям производителя станка и каталогам применимости различных производителей колес. В каталогах указано, для каких именно автомобилей подходит данный диск и какими сертификатами он подтвержден. Если в каталоге указано, что этот диск подходит для вашего автомобиля и имеет международный сертификат, например TUV, эти диски можно смело устанавливать на автомобиль. В этом случае автосалон не имеет права предъявлять претензии и снимать машину с гарантийного обслуживания.
Многие сбиты с толку, думая, что раз этот параметр называется «смещение», то чем он больше, тем больше колесо будет выступать из машины. Но на самом деле все с точностью до наоборот. Чем меньше свес диска, тем больше колесо будет отклоняться от автомобиля .
d57.1 ?? Диаметр центрального отверстия, измеряемый со стороны плоскости сопряжения, и этот параметр называется DIA диска. DIA измеряется в мм, в нашем случае это 57,1 мм.
Многие производители легкосплавных дисков выпускают DIA большего диаметра и используют переходные кольца для центрирования ступицы. Эти кольца изготавливаются из пластика или металла. Пластиковые кольца менее долговечны, но имеют большое преимущество перед алюминиевыми переходными кольцами. В условиях российских зим пластиковые кольца из-за отсутствия окисления не дают литому диску прилегать к ступице.
- Диаметр отверстия под ступицу (DIA-диск) на штампованном (стальном) диске должен соответствовать рекомендуемому значению (+ – 0,1 мм), так как переходные кольца не используются на стальных дисках.
- Диаметр отверстия под ступицу на литых или кованых колесах определяется пластиковой втулкой (переходным кольцом), которая подбирается непосредственно для вашего автомобиля, после выбора модели колеса.
- Оригинальные диски, которые устанавливаются на автомобиль производителем автомобиля, обычно не предполагают установку переходных колец, а изготавливаются сразу с требуемым диаметром центрального отверстия DIA.
MAX LOAD
Есть еще один дополнительный параметр, не связанный с размером диска, но он важен для правильного выбора автоматического диска. Этот параметр называется MAX LOAD – максимальная нагрузка на диск. Для легковых автомобилей диски обычно делают с запасом прочности, но если диски для легкового автомобиля поместить на джип или микроавтобус, они могут не выдержать нагрузки и деформироваться при попадании даже в незначительную ямку.
Поэтому, выбирая диски для джипа или другого большегрузного транспорта, обязательно обращайте внимание на максимальную рекомендуемую нагрузку на диск.
МАКСИМАЛЬНАЯ НАГРУЗКА измеряется в фунтах или килограммах. Чтобы перевести фунты в килограммы, вам нужно разделить их на коэффициент 2,2. Например, если заданная нагрузка составляет 2000 фунтов (2000 фунтов), то:
МАКСИМАЛЬНАЯ НАГРУЗКА = 2000 фунтов = 2000 / 2,2 = 908 кг