Как понять, что ШРУС надо менять
ШРУЗ это Шарнир Равных Угловых Скоростей. Он постоянно работает при огромных нагрузках. Поэтому составляющие его элементы изготовлены из прочных материалов, чтобы уменьшить такой быстрый износ этой запчасти. Каждый водитель знает, насколько важна надежная работа ШРУСа. Однако, несмотря на это, каждый шарнир служит только отведенное ему время. Также существует ряд причин, по которым ШРУС может выйти из строя преждевременно. Узнаем признаки неисправности ШРУСа:
Изношенные ШРУСы издают характерные «щелчки», которые отчетливо слышны при максимальном повороте рулем. Привод передних колес переднеприводных автомобилей состоит из двух шарниров равных угловых скоростей и ведущего вала. ШРУСы, вставленные в КПП, обычно называют внутренние, а те, которые имеют на конце резьбу для гайки, фиксирующей ее в ступице колеса, – внешние (наружные). Часто, после 70 тыс. – 80 тыс. километров пробега агрегат требует ремонта.
Проверить работу ШРУСов очень просто: на ровной поверхности поверните руль влево до упора и начните движение по кругу. Затем поверните направо и тоже двигайтесь по кругу. Если шарнир изношен, он будет издавать шум. Так, определяем статус уже «убитого» узла. В таком состоянии на нем далеко не поедешь, так как велика вероятность, что при первом повороте руля ШРУЗ может развалиться и шарики в нем вылетят на дорогу.
Более 90% современных легковых автомобилей – переднеприводные. Такая система широко распространена на различных видах транспорта: от малолитражек и автомобилей гольф-класса до полноразмерных седанов, пассажирских универсалов и микроавтобусов.
Автомобили с передним приводом проще и дешевле в производстве, обладают высокой курсовой устойчивостью, менее подвержены заносам, а тяжелая передняя часть автомобиля более надежно прижимает ведущие колеса к проезжей части, повышая управляемость.
В переднеприводных автомобилях крутящий момент от двигателя внутреннего сгорания через дифференциал (коробку передач) передается на два передних колеса через оси, на которых установлены шарниры равных угловых скоростей (ШРУЗ). Конструктивно петля представляет собой чашеобразный корпус, в котором размещены обойма с подшипниками и внутреннее кольцо. Такая конструкция ШРУСа обеспечивает стабильную передачу вращательного движения независимо от угла поворота колес.
Однако отрицательной особенностью конструкции являются повышенные нагрузки на элементы и узлы привода, что в конечном итоге приводит к более частым ремонтам. В частности, шарниры равных угловых скоростей подвергаются постоянным большим нагрузкам. И хотя они сделаны из особо прочных металлов и имеют значительный запас прочности, из-за трения и ударов по передней подвеске ШРУСы периодически выходят из строя.
Диагностика неисправностей
Чтобы проверить состояние шарниров равных угловых скоростей, поверните передние колеса на максимально возможный угол, после чего необходимо чуть-чуть сдвинуться с места. Если услышите громкий железный хруст, шарниру требуется срочной замены. Также признаком предстоящего ремонта ШРУСов является рывков автомобиля при разгоне по прямой.
Внимание! Изношенный шарнир разваливается уже при езде на высоких скоростях и становится причиной аварии. Не рекомендуем эксплуатацию автомобиля имея такой дефект.
Другой способ диагностики ШРУЗов можно сделать с помощью визуального осмотра узлов и проверки люфта привода на поднятой домкратами или подъемнике автомобиле.
Причины неисправности ШРУСов
Долговечность шарниров может значительно сократиться по целому ряду причин, таких как:
- неправильная установка во время технического обслуживания;
- недостаточная или неподходящая смазка;
- некачественная замена.
Кроме того, пыль и частицы могут попасть в узел через поврежденные уплотнения, а регулярная езда по пересеченной местности или агрессивный стиль вождения могут способствовать выходу шарнира из строя. Даже при покупке нового шарнира все равно возможны заводские дефекты, которые могут привести к немедленным проблемам после установки.
Замена пыльников
Для защиты шарниров от негативного воздействия окружающей среды устанавливаются специальные пыльники из резины или эластичного полимера. Этот материал устойчив к влаге, отрицательным температурам, растяжению и скручиванию, однако он все же является самым слабым местом узла. Важно регулярно осматривать как внутренние, так и внешние пыльники шарниров на предмет признаков износа, таких как трещины или разрывы, поскольку любое попадание грязи, воды или пыли может ускорить выход из строя. Кроме того, если имеются жирные пятна или протечки, это может быть признаком потери герметичности и необходимости замены.
Стоимость новых пыльников невысока, но для их замены требуется разборка шарнира, что может привести к дополнительным расходам при выполнении работ на станции технического обслуживания, поскольку для замены внутренней стороны может потребоваться разборка привода в сборе.
Подходящий вариант для удешевления данной процедуры – это заменить пыльник ШРУСа самостоятельно.
Для успешной замены пыльника ШРУСа (пыльника шарнира), необходимо сначала затянуть стояночный тормоз и подложить под задние колеса противооткатные упоры, чтобы поднять и опереть машину на домкрат. Затем, открутив болты, крепящие шаровую опору к ее кулаку, осторожно отвести в сторону ступицу и соответствующую стойку. Чтобы получить доступ к гранате и оценить ее состояние, необходимо снять внутренний и внешний пыльники с соответствующих шарниров на автомобиле. Далее необходимо заменить любые изношенные детали.
Наглядное представление о замене ШРУСов и пыльников вы можете получить из этого видео:
Замена внешнего ШРУСа
Процесс замены наружного шарнира включает в себя снятие защитного чехла с равноскоростного шарнира и перемещение его на вал. Если это делается с большими повреждениями, то лучше срезать защитный чехол на более мелкие части. Для сбивания наружного шарнира с вала можно использовать соответствующий инструмент, например, деревянную колодку или специальный молоток, но использование съемника значительно облегчит эту операцию. Проверяется состояние стопорного кольца и при необходимости заменяется новым.
Если есть возможность повторного использования ШРУЗа, то его необходимо промыть в керосине или бензине и осмотреть на наличие дефектов.
Бывает при демонтаже граната разваливается, а сам шарнир или его части остаются на приводе вала. Тогда требуется применить ножовку по металлу или болгарку для удалений деталей. Важно после данной процедуры проверять геометричность вала и отсутствуют ли механические повреждения и дефекты на шлицах.
После разборки на валы надеваются защитные гофры, наносится смазка на оба шарнира и пыльники.
Для правильной фиксации шарнирного соединения необходимо нанести удар молотком по полуоси через деревянную прокладку. Затем надевается пылезащитный чехол и затягиваются крепежные хомуты. После вставки пальца шарнира в отверстие ступицы вставляется конец тяги, затем шаровая опора крепится к поворотному кулаку, затягивается новая гайка ступицы и, наконец, надевается переднее колесо.
Замена внутреннего ШРУСа
Для этого ремонта необходимо полностью разобрать привод.
Перед этой операцией необходимо слить трансмиссионное масло из коробки передач. Альтернативный вариант – использование специальных пластиковых колпачков-заглушек, которые вставляются вместо снятой внутренней гранаты. С помощью этого метода вы сможете минимально потерять масла в дифференциале.
После снятия внешнего шарнира со ступицы возьмитесь за карданный вал и вытащите его из коробки передач. В случае затруднений можно аккуратно отжать внутренний ШРУС от коробки передач используя плоскую монтировку. На некоторых автомобилях правая (более длинная) трансмиссия имеет дополнительную точку крепления на задней части блока цилиндров, которая также должна быть будь откручена.
Приводной вал фиксируем в тисках, зажимы открываются и можно провести снятие защитного пыльника на внутреннем шарнире. Стопорное кольцо снимается, и внутреннюю гранату можно выбить из вала.
Ремонтируемую деталь очищают от старой смазки для последующей установки, при обнаружении дефектов шарнир необходимо заменить. Смазка обильно заливается в ШРУС и на вал надевается новый пыльник, после чего шарнир устанавливаем на полуось и фиксируем до характерного щелчка. На гранату надевается защитный чехол и тщательно фиксируется новыми фиксаторами.
Собранный агрегат устанавливаем на машину, а затем монтируем переднюю подвеску, руль и монтаж передних колес. По окончании сборки в коробку передач заливаем масло соответствующего сорта.
Замена пыльника без снятия ШРУСа
Пыльники изнашиваются намного быстрее остальных элементов привода. Необходимость кропотливой разборки практически всей передней подвески для замены одного пыльника вызывает массу отрицательных эмоций.
Современные инженерные решения привели к разработке альтернативного метода замены пыльников без разборки самих ШРУСов.
Основным инструментом для такого ремонта является пневматический съемник оригинальной конструкции. Если есть возможность использовать это оборудование, то замена защитных пыльников внешней и внутренней гранаты намного проще.
На отсоединенном конце привода снимаются хомуты и срезается старая гофра. ШРУС промывается непосредственно на валу и заливается новой смазкой. Новый пыльник надевается на спицы пневматического съемника, который растягивает резиновую деталь под давлением около 9 атмосфер. Удлиненный пыльник надевается на вал через шарнир равных угловых скоростей, после чего лепестки инструмента стыкуются и вытягиваются. Смазка добавляется в установленный пыльник и фиксируется к гранате хомутами. Этот метод в основном ориентирован на владельцев автомобилей с неразъемными ШРУСами.
Однако есть некоторые сомнения в способности обычного пыльника достойно противостоять такому растяжению. Возможно, этот вариант замены потребует защитных чехлов от конкретного производителя, разработанных специально для этой техники ремонта. Особенности использования пневмосъемника для шарниров равных угловых скоростей можно увидеть в следующем видео:
Хотя автопроизводители заявляют для новых автомобилей о гарантированном сроке службы ШРУСов до 100 тысяч километров, практика показывает, что эти элементы выходят из строя гораздо чаще (особенно это касается внешней гранаты). Регулярные осмотры и профилактические мероприятия позволяют отложить необходимость замены, но не исключают полностью возможность внезапного выхода из строя.
Понятие процедур замены ШРУС и защитного пыльника может быть полезно в различных ситуациях:
- если автомастерские по каким-либо причинам недоступны;
- в случае ограниченных финансовых возможностей (ведь стоимость замены ШРУСа добавляет несколько тысяч рублей к цене самих деталей);
- когда необходимо проверить правильность работы и качество ремонта.
Работа по замене шарниров равных угловых скоростей не представляет особой сложности и с учетом всех особенностей и наличия необходимого инструмента вполне выполнима своими руками в гараже.
Автомобиль не только не роскошь, но иногда надолго перестает быть даже средством передвижения. Наиболее частой причиной выхода из строя деталей и узлов является процесс трения, возникающий в результате соприкосновения различных механизмов во время работы. Несмотря на то, что современные технологии производства металлов и их обработки позволяют значительно увеличить срок службы деталей автомобиля, работающих в жестком режиме и использовании качественных смазочных материалов, значительно снизить коэффициент трения, различные поломки всегда будут преследовать владельцев автомобильной техники. Среди наиболее частых причин выхода из строя переднеприводных железных коней – неисправность ШРУС. В большинстве случаев эта неисправность не подлежит ремонту и требуется полная замена ШРУСов. О том, как заменить ШРУС, мы поговорим позже, но прежде чем приступить к этой операции, нужно научиться правильно определять неисправность этой детали.
Диагностика неисправности
Как самостоятельно проверить ШРУС начинающему автолюбителю, никогда не сталкивавшемуся с такой проблемой? Определить неисправность и заменить ШРУС своими руками совсем несложно, но сначала необходимо будет определить, какая деталь неисправна.
При значительном износе внутренней обоймы образуется значительный люфт ШРУСа, который ощущается различными звуковыми эффектами. ШРУС чаще скрипит на поворотах. Этот дефект при значительном износе может проявляться и небольшими толчками на рулевом колесе. Этот эффект особенно заметен на автомобилях без гидроусилителя или электроусилителя рулевого управления.
Значительный износ ШРУСа также может быть выявлен толчками при трогании с места, а также резкой сменой режима работы двигателя, особенно на малых оборотах. Этот сбой также может быть вызван другими неисправностями трансмиссии, которые при определенных условиях могут издавать похожие звуки, поэтому, прежде чем выносить окончательное решение о старом ШРУСе, необходимо убедиться, что диагностика проведена правильно. Для определения радиального люфта потребуется поочередно вывешивать переднюю подвеску автомобиля и закрепив главный ведущий вал, повернуть колесо в разные стороны. Если свободное качение колеса значительное и будут стуки, то ШРУС можно считать неисправным и его необходимо немедленно заменить. В некоторых случаях причиной этого явления может быть ослабление крепления ШРУСа к автомобильному валу. Эта проблема решается затяжкой болтов крепления ШРУСа. При этом необходимо соблюдать условия затяжки этой детали с необходимым усилием. Если момент затяжки меньше установленного производителем, эта неисправность повторится через короткий промежуток времени.
Когда причина неисправности ШРУСа проявляется в большом износе обоймы, необходимо заменить ШРУС с использованием оригинальных запчастей.
Замена ШРУСа
В замене ШРУСа сначало необходимо понять, какая деталь нуждается в замене внутренняя или наружная. Однако замена внешнего или внутреннего шарнира потребует снять полуось с машины. Разбор этого узла не занимает много времени и обычно выполняется так:
- Переднее колесо автомобиля снимается с той стороны, где будут проводиться ремонтные работы;
- Откручена колесная гайка;
- Отвинчиваются болты, которыми внешний ШРУС крепится к валу, где главная передача;
- Полуось вместе с внутренним и внешним ШРУСами снимается с автомобиля.
После того, как сняли полуось, идет разборка и замена ШРУСа.
Способы разборки приводного вала можно найти в техническом руководстве к автомобилю, но обычно шарниры фиксируются на приводном валу с помощью стопорных колец, которые необходимо снимать специальным съемником.
На место разобранных зачастей устанавливаются новые детали, которые необходимо правильно закрепить на валу. Несоблюдение этого правила может привести к быстрому износу новой запчасти, а также к возможному возникновению аварии, поскольку неисправный элемент трансмиссии при движении автомобиля всегда подвергается чрезмерной нагрузке, которые не достаточно рабочий ШРУС может не вынести.
Многих автолюбителей интересует вопрос – как снять внутренний ШРУС, чтобы не повредить шлиц полуоси. При необходимости замены внутреннего шарнира необходимо демонтировать его с вала при помощи деревянной прокладки, через которую легким ударом молотка эта деталь выталкивается из защелки.
Когда установка ШРУСа на полуоси будет завершена, его необходимо поставить на автомобиль в порядке, обратном снятию. В обязательном порядке необходимо подтянуть гайку ступицы и болты внешнего ШРУСа, с помощью которых эта деталь крепится к валу главной передачи. При необходимости аналогично операцию проводим со ШРУСом второго колеса.
Профилактика неисправности
Чтобы эта деталь проработала как можно дольше, необходимо полностью исключить возможность попадания грязи и воды под резиновые манжеты ШРУСа. При малейшем повреждении эту деталь необходимо заменить на новую.
Для этого лучше всего использовать оригинальные запчасти из качественной резины. Если вы покупаете поддельные манжеты, процедуру замены этой детали придется делать слишком часто.
Еще одна причина частого выхода из строя ШРУСа – его недостаточное крепление к валу главной передачи. Если болты недостаточно хорошо затянуты, со временем они начинают беспорядочно ослабляться. При этом внешний ШРУС значительно отклоняется от вала, и при значительном люфте будут наблюдаться стуки в трансмиссии. Если вовремя не выявить эту неисправность и не затянуть крепежные болты, то через короткое время ШРУС будет полностью «сломан».
Как поменять ШРУС и как определить неисправность этой детали подробно рассказано выше. Операция по замене ШРУСа не займет много времени, но если вы не хотите самостоятельно устранять данную неисправность, вы всегда можете обратиться за помощью в автомастерскую.
