планирование. Думаю, с этим все согласятся! Ведь гораздо проще заранее составить план и затем реализовать его пункты, чем пытаться что-то сделать, даже не понимая чего, бегая из стороны в сторону-). Автомобильная аудиосистема не исключение.
Первым делом необходимо составить схему сборки аудиосистемы в вашем автомобиле. Сегодня существует три основных схемы построения звука в автомобиле:
1. «Классика» – где звук воспроизводится спереди, как будто со «сцены».
2. «Дискотека» или «клуб» – где звук проигрывается со всех сторон.
3. «Мультимедиа» – это как в системах «домашнего кинотеатра», то есть в системе объемного звучания.
Теперь остановимся и рассмотрим приведенные выше схемы более подробно. Давайте узнаем плюсы и минусы так сказать!
Схема № 1 – «Классик»
Эта схема, при которой весь звук идет спереди (со «сцены») в мире караудио, считается наиболее правильной как для звука, так и для слушателя. Сразу скажу, что используется только на соревнованиях автозвука. И не зря! Человек всегда старается смотреть в сторону источника звука. Когда мы разговариваем с собеседником, смотрим в его сторону. Даже на концерте или спектакле мы не сидим спиной к сцене, верно? Так устроены и взаимосвязаны наши органы чувств: зрение и слух. Поэтому в автомобиле вполне естественно стремиться получить звук «со сцены» в результате».
«Сценой» обычно называют пространство в области лобового стекла над приборной панелью автомобиля. В отличных звуковых системах виртуальное пространство сцены выходит за пределы салона, и певец вполне может петь на краю вашего капюшона! Этого сложно добиться, но возможно.
Любая нормальная деятельность начинается с планирования. Думаю, с этим все согласятся! Ведь гораздо проще заранее составить план и затем реализовать его пункты, чем пытаться что-то сделать, даже не понимая чего, бегая из стороны в сторону-). Автомобильная аудиосистема не исключение.
Итак, «классическая» схема, как видно на рисунке, – это передняя (передняя) акустика плюс сабвуфер. Вот и первая проблема! Дело в том, что сабвуфер (это такая большая коробка на 20-30 литров с большим вуфером, вдруг еще кто-то не знает) разместить его в передней части салона очень проблематично, зачастую единственное место – это багажник. А как же главный принцип «классической» схемы, когда все должно звучать спереди, спросите вы? Дело в том, что человеческое ухо не может обнаружить (определить местоположение) частоты ниже 130-150 Гц. Вот такая «палочка-выручалочка»! Установив сабвуфер в багажник, при правильной настройке и хорошей фронтальной акустике, мы услышим басы спереди отчетливо! Подчеркну переднюю акустику! Многие люди вообще не обращают на это внимания, но основной спектр (изображение) BASS воспроизводится FRONT ACOUSTICS, а не сабвуфером. Сабвуфер просто дополняет то, что передняя панель уже не может воспроизвести по физическим причинам. Подробнее об этом я расскажу в следующих статьях!
Пока что сегодня (и я думаю, что в ближайшем будущем) вся музыка, которую мы слушаем, записана в формате STEREO. Те только два канала (левый и правый). Записи с многоканальным звуком (как в фильмах) только начинают появляться. Но их количество по-прежнему ничтожно. Однако стереозапись позволяет нам создать «панорамный» звук, используя два разных канала, где мы можем четко определить, где, например, находится конкретный инструмент или певец, определив KIZ (кажущийся источник звука). Это основная цель «классической» схемы: создать чистый трехмерный стереозвук.
Есть еще одна проблема. В отличие от дома, где мы можем находиться на одинаковом расстоянии между двумя динамиками, в машине мы всегда децентрализованы. Поэтому звук из соседних динамиков «доходит» до нас быстрее, чем из дальних динамиков. Из-за этого происходит перекос и разрушение стереоизображения. Однако есть несколько вариантов решения этой проблемы. Начиная с расположения динамиков, заканчивая использованием процессора DSP (процессора задержки).
Схема 2 – «Дискотека»
До недавнего времени и даже сейчас у многих есть акустическая система, построенная по этой схеме. Те. «Фронт + тыл». И, зачастую, спереди какая-то непонятная 10-13см акустика, а за ней гордо раскинувшиеся многополосные овалы («блин», динамики 6х9 дюймов). Или вообще колонки устанавливают в неограниченном количестве во всевозможных местах в машине по принципу: где они поместятся. Результат – звук отовсюду и ниоткуда. Достоинством такой системы является простота установки, недостатком – отсутствие «стереоизображения», невозможность определения положения исполнителя и т.д. В результате наш бедный мозг, который так организован, с безумной скоростью пытается определить, где певец еще поет, начинает «закипать»! Ну он не понимает, зачем он (певец) носится по будке!
Такая схема имеет право на жизнь при прослушивании электронной музыки типа «бум-бум» или на автомобильных вечеринках, где музыка звучит около машины, а не внутри! Также мощным задом хорошо мешать задним пассажирам (девушкам), потому что вам (водителю) нужен БАС, а им, беднякам, этот динамик кричит в 10-20 см от уха! А когда к овалам добавляется саб – наступает “мозговой разрыв” -))) Уверен, фраза “сделай тише”, из тех, кто сидит, звучала не раз! -). Я также часто слышал такие фразы, как «Мне нравится звук вокруг». Но извините, это не “звук вокруг”, это просто стереозапись, где два передних (передних) канала просто дублируются на задней. И это все! Это не «квадроцикл» и не «домашний кинотеатр»! Вы когда-нибудь видели колонки позади публики на концерте? А эффект объемного звука достигается совершенно разными способами. Для этого достаточно нескольких маломощных динамиков, которые будут воспроизводить кусочек среднечастотного диапазона (подробнее читайте в нашей БАЗЕ ЗНАНИЙ, статья «ЗАДНИЕ ВОПРОСЫ»).
Друзья, включайте мозг и ломайте стереотипы! Да, именно те стереотипы, которые нам навязывают производители автомобилей. Рекомендую перечитать «Схему №1». При правильном подходе можно организовать автомобильные вечеринки! Но, кроме того, вы также можете услышать правильный звук в машине!
Схема 3 – Мультимедиа
Как я уже писал в начале статьи, это многоканальная звуковая система. Что это значит? Это когда каждый канал (минимум 5.1) записывается отдельно и несет свою (отдельную) аудиоинформацию. Этот паттерн исходит из систем «домашнего кинотеатра», где эффект «присутствия» создается с помощью звука. В автомобилях эта схема набирает обороты в основном для любителей смотреть фильмы в машине. Также есть музыка в формате DTS (Digital Theater System). Возможно, будущее принадлежит ему, но пока это очень редко.
«5.1» означает: 5 каналов (2 передних, 2 задних, 1 центральный) плюс 1 канал сабвуфера.
Итак, мы подошли к концу. Хотя правильнее было бы сказать . в начале долгого и интересного путешествия!
Создание музыкальной системы в автомобиле можно разделить на несколько этапов. Это подбор элементов, их установка в автомобиле и настройка звука. Каждый этап достоин отдельного рассмотрения. Прежде чем устанавливать музыку в свой автомобиль, ознакомьтесь со всеми этапами этой непростой работы.
Выбор компонентов
Давайте рассмотрим в порядке важности выбор отдельных элементов музыкальной системы и другие важные моменты. Правильная установка музыки в машине зависит от понимания проблемы.
Место установки
Выбирая акустическую систему, нужно определиться с местом установки и размером. Чаще всего в двери встраивают динамики. Глубина колонок играет важную роль, так как внутренняя часть двери не всегда допускает установку. При выборе акустической системы рекомендуется приобретать двухкомпонентные колонки известных производителей.
Помимо дверей, в задней полке можно установить динамики. Для этого вам нужно будет его разрезать, если нет отверстий. В автомагазинах можно купить готовые акустические полки, но стоят они недешево. Поэтому все можно сделать своими руками из обычной полочки.
Усилитель
Слушать музыку в машине можно без усилителя. Но при правильном составе музыкальной системы эта составляющая незаменима. Также лучше покупать у известного бренда, например, Alpine, Hertz, Pioneer, Kenwood, Sony. Качественные усилители имеют защиту от перегрева, перегрузки и создают достойный звук.
При выборе необходимо учитывать мощность динамиков, наличие сабвуфера и другие параметры. Характеристики усилителя должны соответствовать динамикам. Если их сопротивление и мощность не соответствуют параметрам усилителя, качество звука будет хуже и электронная начинка может выйти из строя. Импеданс динамика должен быть больше, чем у платы усилителя.
Автомобильный аудиоусилитель стоит недешево, поэтому нужно быть готовым к затратам.
По количеству выходных каналов эти устройства делятся на один канал, два канала, три канала и четыре канала. Первые предназначены для подключения сабвуфера. Им не нужен фильтр высоких частот, но нужен фильтр низких частот. Также должен быть регулятор низких частот.
Универсальный вариант – двухканальные усилители. Их можно подключить к двум динамикам или сабвуферу по мостовой схеме. Они имеют встроенные фильтры высоких и низких частот.
Трехканальные устройства используются для подключения двух динамиков и сабвуфера. В последнее время наиболее распространены четырехканальные усилители. Они состоят из двух схем двухканального усилителя в одном корпусе. Пятиканальные усилители для автомобиля тоже редкость. К ним можно подключить 4 динамика и сабвуфер.
Провода
Эти не менее важные элементы системы делятся на три типа:
Первый тип обеспечивает питание магнитолы и усилителя. Их сечение должно быть не менее 21 кв. Мм. Акустические кабели обычно используются с поперечным сечением более 8 кв. Мм. Эти значения должны соответствовать мощности всей системы. Типы соединительных кабелей имеют разную длину и могут быть оснащены кабелем управления.
Межблочные соединения хорошего качества способны обеспечить чистый звук. К этим брендам относятся марки «Чернов», «Стингер», «Daxx».
Как звук зависит от провода? проводник: линия передачи тока с определенным сопротивлением. Он имеет собственную индуктивность и емкость, от которых зависят выходные и входные цепи устройств. Меломаны в машине всегда используют только качественные медные провода.
Конденсатор
Меломаны в автомобиле устанавливают в цепь музыкальной системы специальный конденсатор большой емкости. Выбирая его, вы должны знать, что на каждые 500 Вт мощности требуется емкость 0,5 фарада. Лучше покупать конденсатор с автоматической системой, чтобы у вас не возникло проблем с подключением его к цепи.
Конденсатор в автомобильной акустической системе используется для поддержания звука низкой частоты во время резких скачков нагрузки. В эти моменты энергии генератора и аккумулятора не хватает и конденсатор помогает накопленному заряду.
Схемы подключения акустики в автомобиле
Перед покупкой всех комплектующих нужно выбрать схему подключения. Ниже вы найдете информацию о наиболее популярных схемах.
- Магнитола – передние колонки – сабвуфер – четырехканальный усилитель. Последний компонент подключен к передним динамикам и сабвуферу. Это классика подключения, которая нравится большинству автолюбителей. Схема проста в подключении и настройке, она экономит место в салоне, так как все компоненты не занимают много места. Звуковая мощность низкая, и качество звука ухудшается незаметно. Если вы не меломан и не фанат автоматического звука, вы не заметите разницы по сравнению с дорогими устройствами.
- Магнитола – перед – зад – «саб» – усилитель. Плата электронного усилителя имеет 5 каналов: 2 для фронтальных, 2 для тыловых и 1 для сабвуфера. За основу взята первая схема с ее достоинствами и недостатками. Схема улучшает звук в задней части автомобиля, так как задние пассажиры часто жалуются на плохой звук. Такую систему создать сложнее, чем первую. Не всегда удается добиться желаемого результата.
- «Голова» – перед – «саб» – два ампера. Многие называют понятие «голова» магнитолой, из которой исходит звуковой сигнал. «Саб» – это сокращение от сабвуфера, меломаны и меломаны используют для сокращения многих имен. Последние устройства в схеме имеют два выходных канала: на передние динамики и на сабвуфер. Эту схему обычно выбирают любители низких частот. Если усилитель подключен по мостовой схеме, вы получите мощность, превышающую первые два типа подключения.
- Магнитола – передние колонки – сабвуфер – два усилителя. Один из усилителей имеет 4 канала для фронтального звука, а другой – 2 канала для сабвуфера. Схема самая дорогая, но по качеству звука превосходит все остальные типы подключений. Он позволяет не устанавливать звуковые фильтры передних динамиков, а использовать частотные фильтры внешнего усилителя. В этом случае каждый канал будет усилен отдельно. Это улучшает мощность и качество звука.
Перед установкой купленных комплектующих рекомендуется провести шумоизоляцию кузова.
Порядок установки
В первую очередь необходимо проложить кабели питания от аккумуляторной батареи в салон. После выбора и покупки проводов проложите отрицательный и положительный провода. Поэтому на многих автомобилях в щите есть специальное отверстие, отделяющее двигатель от салона.
При прокладке кабелей через металлическое отверстие защищайте их от трения с помощью резиновой или пластиковой трубки. В противном случае возможно короткое замыкание.
Положительный вывод должен быть подключен через предохранитель, сила тока которого должна быть такой же, как у предохранителя усилителя. Этот предохранитель должен находиться близко к батарее (около 30 см).
Установка ВЧ динамиков
Перед установкой в машину «пищалок» (как их называют в народе) снимите накладку со стоек лобового стекла. Твитеры – это основа звука. Они должны быть расположены на уровне глаз пассажира и водителя, лицом к центру ветрового стекла. В этом положении они будут издавать звук на стекле, от которого оно будет отражаться внутрь.
Левый «зуммер» будет отражать звук правому пассажиру, а правый – водителю.
Прокладка и подключение проводов
Следующим шагом будет аккуратно проложить остальную проводку, в том числе провода между блоками, силовой и акустический кабели. Не рекомендуется прокладывать разные типы электропроводки рядом друг с другом, а также вместе с автомобильными проводами.
Пересечение проводов разных групп допускается только под углом 90 градусов.
Перед подключением автомобильной акустики зачистите концы проводов от изоляции. Затем подключите кабели к сабвуферу и усилителю мощности. Если «саб» приобретается в кузове, то для кузова «седан» рекомендуется повернуть его к задней части задних сидений. Для «универсала» и «хэтчбека» – в сторону двери багажника. Корпус сабвуфера можно сделать своими руками, но это будет отдельная деталь.
Настройка звучания
После подключения всех кабелей нужно уметь настраивать музыку в машине. Эта процедура относится к настройке звуковой частоты на усилителе отдельно для динамиков и сабвуфера. Кроме того, для настройки требуется чувствительность к звуку.
Условно будем считать, что звуковые фильтры в усилителе установлены более качественно, чем в магнитоле. Следовательно, процедура настройки будет выполняться, когда радиоприемник установлен на «0».
Чтобы правильно установить музыку в машину и настроить ее, нужно следовать инструкции:
- Установить на усилитель звуковой фильтр для «саб» – ФНЧ. Устанавливает АЧХ кроссовера в диапазоне 50-70 герц. Кроссовер – это электронная плата, которая включает в себя несколько звуковых фильтров на разных частотах.
- Установить передний звуковой фильтр – HPF. Частота кроссовера составляет от 70 до 90 герц.
- Установите чувствительность усилителя на 0. Установите максимальную громкость на основном блоке. Также на усилителе постепенно увеличивайте регулировку чувствительности до искажения звука. Затем немного понизьте чувствительность.
На этом основная настройка музыки в автомобиле завершена.
Комментарии и отзывы фанатов автозвука
Александр, Москва. Когда в машине есть сабвуфер с усилителем, и они работают на полную мощность, напряжение в сети может резко упасть. Они потребляют много энергии, аккумуляторная система при работающем двигателе автомобиля иногда достигает 12,5 вольт. Но причина этого не в отсутствии конденсатора, а в качестве силовых кабелей и правильности их подключения.
Евгений, Оренбург. Если поставить на машину китайские кабели, то напряжение сильно упадет. При установке российских медных проводов и качественного контакта напряжение почти не падает. Конденсатор не обеспечивает никакой защиты от падения напряжения. Он накапливает энергию и высвобождает ее в часы пик для подачи питания на усилители. Если в вашем автомобиле качественный аккумулятор и хорошие кабели, конденсатор не нужен.
Григорий, Барнаул. Если напряжение падает при пиковой нагрузке, конденсатор быстро разряжается. При мгновенных загрузках это помогает. А если в машине много низких частот при соответствующей музыке, конденсатор не успевает зарядиться. Ведь он послужит красивым ненужным аксессуаром в автомобиле, от которого нет никакой пользы.
Юрий, Симферополь. У меня в машине два усилителя и мощный саб, от которого дребезжит стекло. И вся система не имеет конденсатора. Это нормальная реклама или игрушка, которая вообще не нужна в машине с нормальной акустической системой.
Его используют только профессиональные любители, которые это понимают и различают тонкости звука в автомобиле. Большинству драйверов не нужен конденсатор.
Не нравится звук штатной аудиосистемы? Это хорошо. Но тут сразу возникает классический русский вопрос: «Что делать?» Мы видим!
Чаще всего автовладельцы среднего ценового сегмента недовольны звуком штатных аудиосистем – стоимость колеблется от 500000 до 1 миллиона рублей.
Как правило, всевозможные заводские комплектации таких машин не отличаются разнообразием вариантов подготовки аудио – в лучшем случае можно выбирать между двумя или тремя системами. Кроме того, они будут отличаться друг от друга в основном количеством динамиков или наличием более функциональной магнитолы.
В минимальной версии аудиоподготовка «средней иномарки» – четыре динамика и магнитола, «максимум» – до 13 динамиков. Я не хочу слишком сильно критиковать производителей, но в автомобилях среднего класса аудиосистема просто добавляет «чтобы она была». И часто, даже заказав сложнейшую аудиоподготовку, хозяин остается недоволен звуком. Ничего не поделаешь: нужно совершенствоваться.
И делать это лучше всего поэтапно, начиная, как говорится, с малого. Потому что часто бывает, что после выполнения одного дела другое больше не нужно.
Меняем динамики
Первое, с чего нужно начать «переработку» стандартной звуковой системы во что-то более приятное для слуха, – это заменить обычные динамики на более качественные, более высокого класса.
Тогда есть минимальная аудиоподготовка. Здесь, в частности, проводят отдельную подготовку дверей к установке динамика, в которой гаснут полости и устраняются вибрации. При этом “родная” магнитола остается и все подключается заводской разводкой.
Замена штатной акустики и шумоизоляции в мастерской не повлечет за собой такую большую сумму для хозяина – все попросят вместе с работой
15 000-25 000 руб. Однако звучание системы существенно изменится, и его качество станет заметно другим.
Многие останавливаются на этом. Если у хозяина нет особых претензий и он слушает музыку в машине «на лету», зачастую достаточно заменить штатную акустику вместе со звукоизоляцией.
Подключаем усилитель
Если нет, следующим шагом будет установка дополнительного внешнего усилителя. Делается это не столько для громкости, сколько для улучшения четкости звука. Суть в том, что усилитель, встроенный в головное устройство, при увеличении громкости вносит искажения в звуковой тракт системы по всему частотному спектру – так называемое ограничение.
Внешний усилитель позволяет обеспечить широкий диапазон сигнала, идущего на колонки, хорошие параметры для его увеличения и т.д. Одним словом, с внешним усилителем звук чище и качественнее.
Однако проблема в том, что ни в одном головном устройстве нет линейных выходов на внешний усилитель. Эти «выходы» должны быть получены искусственно.
Самый простой способ – т.н. «Пассивный»: когда схема смонтирована на трансформаторах, понижает уровень выходного сигнала радиоприемника до уровня, необходимого для подключения к внешнему усилителю.
Такая схема стоит недорого – 1000–2000 руб. Однако при этом все частотные искажения, переносимые стандартным аудиотрактом, никуда не исчезают и передаются на внешний усилитель. Преимущество такой схемы подключения – простота установки и минимальное проникновение в стандартный основной блок.
Более продвинутый вариант – т.н. «Активные» схемы, которые интеллектуально обрабатывают сигнал. Как правило, это готовые устройства, которые в зависимости от производителя стоят от 5000 до 15000 рублей.
Однако наиболее продвинутый способ – модифицировать сам основной блок и организовать в нем линейные выходы. Для этого разбирается основной блок, обнаруживается точка подключения к интегральному усилителю, выводится сигнал линейного уровня. Стоимость таких работ от 7000 руб.
Казалось бы, логическая альтернатива – простая замена основного блока на новый, у которого уже есть линейные выходы (не нужно ничего придумывать, просто подключите) и превосходную функциональность. За те же 7000-15000 рублей можно получить устройство очень приличного уровня!
Однако главная проблема, которую приносят с собой нестандартные магнитолы, – это заинтересованность в них преступников: проще говоря, воровство. Любое, даже самое простое устройство притягивает воров, как магнит. Это типичный случай, когда за рулем можно найти разбитое стекло и разбитую панель.
Кроме того, нестандартные устройства часто требуют довольно сложной и дорогостоящей установки в панели, поэтому многие решают доработать стандартное устройство.
Конечно, если вы хотите иметь «продвинутые» функции в виде воспроизведения MP3, USB-разъемы, слоты для карт памяти, Bluetooth, цветной ЖК-дисплей и другие вещи, которыми производители аудиооборудования сейчас балуют потребителей, радиомагнитофон будет заменен.
Кстати может также потребоваться замена магнитолы для смены штатной акустики авто.
В ряде автомобилей высокого класса (например, Audi и Mercedes) самостоятельно заменить динамики невозможно – нужно менять всю звуковую систему. И даже если оборудование «продвинутое» и звук привязан к интеллектуальной системе управления, любое обновление чревато очень серьезными техническими трудностями. В некоторых элитных автомобилях отказаться от штатной аудиосистемы вообще невозможно.
Ставим сабвуфер.
Третий этап – установка сабвуфера. Не всем это удается: более качественные колонки уже начинают неплохо «басить». Вместе с внешним усилителем звук уже очень качественный и чистый, чего достаточно обычному пользователю.
Однако часто хочется большего, и если хозяин слушает современную электронную музыку, без сабвуфера не обойтись.
Кстати, мы собираемся предупредить читателей о подростковой чепухе и зря потраченных деньгах. А именно: от покупки готового «сабвуфера» со встроенным усилителем и подключения его к штатной аудиосистеме.
В продаже сейчас много всевозможных «коробок» и «бочек» по доступным ценам, которые можно подключить даже самостоятельно, даже за небольшие деньги в сервисе «гараж». Но ничего хорошего из такой «установки» не выйдет! Почти наверняка будет нечеткий гул и гул, которые ни с чем не уживаются.
Чтобы сабвуфер правильно звучал и действительно красиво дополнял звуковой образ, он должен соответствовать существующей акустической системе с учетом пространства в машине. И вот так вот!
По цене вместе с установленным «сабом» доработанная аудиосистема потянет порядка 50 000-90 000 рублей.
…и новую магнитолу.
Насколько он в целом увеличился?
Ну и последний этап – это замена магнитолы. Как мы уже упоминали, это сделано как ради новой функции, так и ради звука самого устройства. Кстати, многие high-end устройства предоставляют лишь спартанские возможности: их «прямое предназначение» – раскрутка дисков и столь же аскетичный дизайн.
Если не брать комплектующие класса Hi-End, а просто установить качественные элементы от известных производителей, то за замену штатной акустики, установку сабвуфера и проигрывателя придется заплатить 50-170 тысяч рублей. Для машины, купленной за 1 миллион рублей, наверное, не так уж и много. Однако можно чем-нибудь измерить удовольствие, получаемое от хорошей музыки.
