Открыть большое изображение в новой вкладке ->
На автомобилях «Ока» для включения электрооборудования применяется однопроводная схема, то есть для всех потребителей электроэнергии подходит только один провод. Второй «провод», соединяющий потребителей с источниками питания, – это кузов автомобиля, или «земля». Такая схема позволяет значительно сократить количество проводов и упростить их монтаж. Отрицательные клеммы генераторов подключены к земле. Благодаря этому соединению снижается коррозия металлических частей корпуса из-за электрохимической коррозии.
Источниками электроэнергии для автомобиля являются параллельно включенные генератор и аккумулятор. Номинальное рабочее напряжение источников питания и потребителей составляет 12 В. Однако напряжение в системе электрооборудования в зависимости от конкретных условий может варьироваться от 11 до 14,5 В, и в этих пределах потребители сохраняют свою работу.
Все электрооборудование автомобилей условно можно разделить на следующие основные системы:
- 1) система электроснабжения, включающая аккумулятор и генератор с регулятором напряжения;
- 2) система запуска двигателя, включающая в себя стартер, реле стартера и соответствующие контакты выключателя зажигания;
- 3) система зажигания, состоящая из катушки зажигания, датчика момента искры, переключателя, свечей зажигания, высоковольтных кабелей, реле зажигания и соответствующих контактов переключателя зажигания;
- 4) система освещения и световой сигнализации, объединяющая фонари, фонари и соответствующие выключатели и реле;
- 5) устройства управления с датчиками;
- 6) дополнительное электрооборудование, в которое входят омыватель и заднее стекло, система обогрева заднего стекла, электродвигатель обогрева, прикуриватель и звуковой сигнал.
Работа и активация всех систем контролируются соответствующими переключателями и реле. Напряжение источника питания для большинства пользователей подается через выключатель зажигания 31. Цепи, которые должны активироваться в различных положениях ключа, показаны в таблице (см. Также главу 32).
Силовые цепи тех электрических компонентов, которые могут потребоваться для работы при любых обстоятельствах, всегда подключены к аккумулятору и генератору (независимо от положения ключа в замке зажигания). Такие узлы включают в себя звуковой сигнал 4, прикуриватель 45, провода стоп-сигналов в задних фонарях 68, фонари 70 освещения номерного знака, внутреннее освещение 58 и патрон 11 для переносного фонаря. Также напрямую подключается к источникам питания цепи аварийной сигнализации, габаритного огня и цепи сигнализации дальнего света.
В процессе эксплуатации автомобилей возможны случаи короткого замыкания из-за повреждения изоляции кабелей или электрооборудования. Они вызывают резкое повышение силы тока при коротком замыкании, а если не принять меры защиты, могут привести к быстрой разрядке аккумулятора, перегреву проводов, оплавлению их изоляции и возгоранию внутренней обшивки автомобиля.
На автомобиле имеется 11 предохранителей для защиты от короткого замыкания. Десять из них расположены в пластиковом корпусе 22, а предохранитель 32, защищающий линзу задней противотуманной фары, расположен в отдельном корпусе в проводке рядом с выключателем 41 задней противотуманной фары. Этот предохранитель рассчитан на максимальный ток 8 А.
Блок предохранителей расположен под панелью приборов с левой стороны рулевой колонки. Предохранители представляют собой тонкую легкоплавкую металлическую пластину, прикрепленную к пластиковому основанию. Семь предохранителей (черные) рассчитаны на максимальный ток 8 А и три (зеленые) на 16 А. Предохранители на 16 А находятся в цепях питания электрооборудования, потребляющего большой ток (например, обогреваемого заднего стекла, прикуривателя, вентиляторное охлаждение электродвигателя и др.).
Цепи, защищенные предохранителями, расположенные в блоке предохранителей, показаны ниже.
Если предохранитель перегорел, рекомендуется проверить цепи, которые он защищает, устранить неисправность, вызвавшую отказ, а затем установить новый предохранитель. Не допускается использование самодельных предохранителей и предохранителей, не предусмотренных конструкцией автомобиля.
В системе освещения установлено наибольшее количество предохранителей, поскольку она имеет наиболее разветвленную и самую длинную проводную сеть и поэтому более подвержена повреждениям и замыканию на землю. Электродвигатели дворников и заднего стекла также защищены от перегрузок термобиметаллическими предохранителями, размещенными в самих электродвигателях. Прикуриватель также защищен от длительного срабатывания предохранительной шайбой из сплава, расположенной в задней части прикуривателя.
Некоторые электрические цепи вообще не имеют предохранителей. Как правило, это самые ответственные системы, безаварийная работа которых требуется в аварийных ситуациях. Например, система зажигания двигателя не защищена предохранителями, чтобы не вводить элементы, снижающие надежность системы в эксплуатации. При выходе из строя системы зажигания двигатель перестанет работать. Кроме того, в цепи запуска отсутствуют предохранители, чтобы не снижать надежность запуска двигателя. Кроме того, цепь зарядки аккумулятора, а также реле включения дальнего и ближнего света фар не защищены предохранителями.
Для подключения источников и потребителей электроэнергии по общей схеме на автомобилях используются гибкие низковольтные кабели типа ПВА (высоковольтные кабели описаны далее на листе 32). У них прочный эластичный утеплитель из ПВХ. Такая изоляция устойчива к воздействию масла, бензина и работоспособна в диапазоне температур от -40 до 105 ° С. Для обеспечения гибкости токопроводящая жила проводов состоит из большого количества мягких медных проводов (от 19 за провод сечением от 1 мм 2 до 84 для провода сечением 16 мм 2).
Чтобы различать провода в жгутах и легко отслеживать их соединения, изоляция проводов выполняется разного цвета. Он может быть окрашен в широкий спектр цветов: белый, синий, желтый, красный и т.д. Кроме того, на поверхность утеплителя можно нанести спиральные или продольные полосы белого, красного, синего или черного цветов. Поэтому в разводке не бывает двух проводов одного цвета. Для подключения к земле используются черные провода, а для подключения к «плюсу» блоков питания в основном розовые или оранжевые. Ток, протекающий по проводам, нагревает их. Также в проводах происходит падение напряжения. Чтобы нагрев и падение напряжения не превышали допустимых пределов, необходимо подбирать соответствующее сечение токопроводящих жил проводов. Чем больше сила, через которую протекает электрический ток, тем больше должно быть поперечное сечение провода. Поэтому на автомобилях используются провода с разным сечением жил: 16; 4; 2,5; 1,5; 1.0; 0,75 и 0,5 мм 2 .
Самый большой ток протекает при запуске двигателя по проводам, соединяющим аккумулятор со стартером и массой, а также двигатель с массой. Эти провода имеют сечение 16 мм2. По проводу, соединяющему генератор со стартером, протекает и при зарядке АКБ, а также при выключенном двигателе, когда все потребители питаются от АКБ, также протекает довольно значительный ток. Поэтому этот провод выбирается сечением 4 мм 2. Этим же проводом штекер «87» реле стартера 25 соединяется с разъемом «50» реле тягового стартера 6.
Кабели сечением 2,5 мм2 используются для подачи напряжения от блока предохранителей к лампочкам фары, для подключения штекеров «30» и «87» реле 24, 25, 27 и 28 к потребителям или к предохранителю коробки и соединить вентилятор охлаждения электродвигателя 3 с реле 24 и массой. Эти же провода идут к контактам «30», «30/1», «15» и «15/1» переключателя зажигания 31 и к контактам «D», «I» и «I» переключателя 44 внешнего освещение.
Кабели сечением 1,5 мм 2 используются для подключения нагревательного элемента 64 заднего стекла к реле 26 обогрева и для подключения штекера «87» этого реле к блоку предохранителей.
Все остальные автомобильные провода имеют сечение токопроводящей жилы от 0,5 до 1 мм 2, поскольку по ним протекает относительно небольшой ток.
Провода подключаются к электрическим компонентам и соединяются между собой через удобные быстроразъемные соединители. Исключение составляет подключение проводов к аккумуляторной батарее, клемме «30» генератора и болту тягового реле стартера. В этих критических соединениях концы кабелей закрепляются гайками для обеспечения максимальной надежности соединений.
Для защиты электрических соединений от воды и грязи задняя часть передних указателей поворота закрыта кожухами. Защитные резиновые колпачки закрывают концы высоковольтного кабеля, датчики температуры охлаждающей жидкости и давления масла, клемму плюс аккумулятор, переключатель фонарей заднего хода. Также колпаками закрыты патроны для боковых указателей поворота, задних противотуманных фар и фонарей номерного знака.
Для удобства установки все кабели сгруппированы вместе. Провода в жгутах обмотаны скотчем или заключены в пластиковые трубки. Между собой жгуты соединяются с помощью штекерных разъемов, подшипники которых выполнены из полиамидного пластика. Отверстия в корпусе, через которые проходит резьба, закрыты резиновыми прокладками, защищающими резьбу от повреждений краями отверстий и предотвращающими попадание воды и грязи через отверстия.
Всего имеется четыре ремня: передний (основной), задний, жгут передних указателей поворота (2 шт.) И жгут аккумулятора.
Основная проводка – передняя. Имеет три отделения. Два из них расположены в моторном отсеке, а третий – в салоне автомобиля под приборной панелью. От кабины до моторного отсека проводка проходит через резиновое уплотнение и при выходе из него ответвляется. Правая ветвь ремня подводится к переборке, а левая ветвь – к левому крылу и передней панели. Обвязка крепится к панелям кузова стальными скобами, приваренными к кузову и пластиковыми зажимами.
Крепление жгута должно быть таким, чтобы оно не было слишком тугим, но и не свешивалось, так как это может привести к натиранию проводов при встряхивании и замыканию на землю.
В салоне передняя проводка проходит под приборной панелью и имеет небольшие ответвления к блоку предохранителей, переключателям, комбинации приборов, переключателю зажигания и другим электрическим компонентам. С левой стороны под панелью приборов установлен блок предохранителей, а за ним на кронштейне все вспомогательные реле (кроме реле зажигания).
Передний жгут подключается к заднему с помощью трех штекерных разъемов: 2-контактного, 6-контактного и 8-контактного. Задний ремень проходит под ковриками с левой стороны пола кузова и имеет ответвления для правого указателя поворота и выключателя света в правой стойке двери, до выключателя сигнальной лампы стояночного тормоза, до света и под дверью перед задним сиденьем к правому заднему фонарю. От правого заднего фонаря проводка идет вверх и возле петли правой задней двери идет к двери и идет к коробке передач электродвигателя заднего стеклоочистителя и резистору заднего стекла. Задняя обвязка крепится к полу липкой лентой.
Некоторые блоки электрооборудования устанавливаются только на изготовленные детали автомобилей.
К ним относятся прикуриватель, задний противотуманный фонарь с переключателем и заднее стекло с электрическим обогревом и соответствующим реле и переключателем.
1 – боковой указатель поворота
2 – передний указатель поворота
3 – маяк
4 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения
5 – звуковой сигнал
6 – датчик включения электродвигателя вентилятора
7 – электродвигатель омывателя лобового стекла
8 – датчик искрового момента
9 – аккумуляторная батарея
10 – закуска
11 – переключатель
12 – свечи
13 – катушка зажигания
14 – генератор
15 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости
16 – датчик сигнальной лампы низкого давления масла
17 – патрон для переносной лампы
18 – реле стеклоочистителя
19 – датчик уровня тормозной жидкости
20 – выключатель тормозного сигнала
21 – электродвигатель стеклоочистителя
22 – электромагнитный клапан карбюратора
23 – выключатель фонарей заднего хода
24 – реле стартера
25 – реле включения ближнего света фар
26 – реле включения дальнего света фар
27 – сигнальное реле-выключатель и указатели поворота
28 – прикуриватель
29 – выключатель вентилятора отопителя
30 – дополнительное сопротивление электродвигателя отопителя
31 – выключатель внешнего освещения
32 – блок предохранителей
33 – Предохранитель цепи противотуманной фары
34 – реле включения обогрева заднего стекла
35 – реле включения электродвигателя вентилятора охлаждения
36 – реле-выключатель контрольной лампы стояночного тормоза
37 – выключатель стеклоочистителя и омывателя заднего стекла
38 – выключатель обогрева заднего стекла
39 – выключатель заднего противотуманного света
40 – контрольная лампа крышки воздушной заслонки карбюратора
41 – выключатель аварийной сигнализации
42 – выключатель зажигания
43 – реле зажигания
44 – электродвигатель вентилятора отопителя
45 – датчик указателя уровня топлива
46 – выключатель света в косяке двери
47 – панель приборов
48 – выключатель стеклоочистителя
49 – выключатель омывателя лобового стекла
50 – выключатель звукового сигнала
51 – выключатель фар
52 – переключатель указателей поворота
53 – выключатель контрольной лампы включения стояночного тормоза
54 – потолочный светильник для внутреннего освещения
55 – выключатель контрольной лампы крышки воздушной заслонки карбюратора
56 – электродвигатель омывателя стекла задней двери
57 – задний фонарь
58 – задний противотуманный фонарь
59 – подсветка номерного знака
60 – сопротивление стекла задней двери
61 – моторчик стеклоочистителя задней двери
А – порядок нумерации контактов в клеммных колодках
Автомобили ВАЗ-1111 и 11113 «Ока» оснащены всем необходимым электрооборудованием для обеспечения безопасности движения и создания минимальных условий комфорта для водителя и пассажиров. Все электрические устройства, установленные на малолитражке, объединены единой электрической сетью.
Используемая на «Оке» бортовая сеть – 12 вольт, постоянный ток, однопроводная. Роль второго провода выполняет кузов и ряд узлов и механизмов – силовая установка, коробка передач.
Общая схема
Общая схема электрооборудования ВАЗ 11113 представлена ниже:
1 – повторитель указателей поворота; 2 – передний указатель поворота; 3 – маяк; 4 – эл. Вентиляторный электродвигатель с охлаждением; 5 – сигнальный; 6 – датчик зажигания вентилятора; 7 – эл. Почта насоса насоса стиральной машины; 8 – датчик момента подачи искры; 9 – аккумулятор; 10 – закуска; 11 – выключатель; 12 – свечи; 13 – змеевик; 14 – генератор; 15 – датчик температуры; 16 – датчик давления масла; розетка 17 – 12 В; 18 – реле механизма стеклоочистителя; 19 – датчик уровня тормозной жидкости; 20 – выключатель стоп-сигнала; 21 – эл.почта электродвигателя стеклоочистителя; 22 – электронный магнитный клапан карбюратора; 23 – выключатель фонарей заднего хода; 24 – реле стартера; 25 – реле ближнего света; 26 – реле дальнего света; 27 – сигнальное реле; 28 – прикуриватель; 29 – выключатель и мотор печки; 30 – добавить резистор и мотор печки; 31 – выключатель освещения; 32 – предохранитель; 33 – предохранитель цепи питания ПТФ; 34 – реле включения обогрева заднего стекла; 35 – реле пуска и охлаждения электродвигателя вентилятора; 36 – реле-выключатель управления стояночным тормозом; 37 – выключатель обогрева и омывателя заднего стекла; 38 – выключатель обогрева заднего стекла; 39 – выключатель задних ПТФ; 40 – проверка впуска карбюратора; 41 – выключатель аварийной сигнализации; 42 – замок зажигания; 43 – реле зажигания; 44 – эл.почта мотора печки; 45 – датчик топлива; 46 – потолочный выключатель; 47 – панель приборов; 48 – выключатель стеклоочистителя; 49 – выключатель насоса омывателя стекол; 50 – выключатель сигнала; 51 – выключатель света; 52 – выключатель указателей поворота; 53 – выключатель контрольной лампы стоп-сигнала; 54 – потолок зала; 55 – выключатель управления впуском карбюратора; 56 – эл. Почта электродвигателя омывателя заднего лобового стекла.
Для упрощения обслуживания и поиска неисправностей проводка, соединяющая электрические компоненты, имеет цветовую маркировку. Соединение приборов с проводами осуществляется разными способами: подшипниками, затяжкой гайками, посадочными цоколями (лампочками). Во всех случаях отсоединить проводку несложно и не особо усложняет разборку электроприборов при обслуживании.
Схема подключения содержит все компоненты, относящиеся к электрическому оборудованию. Все компоненты можно разделить между собой по двум критериям:
Особенностью электрической схемы является переплетение некоторых участков силовых цепей, в частности блока предохранителей. То есть предохранитель может отвечать за работу не взаимодействующих между собой электроприборов.
Разделение по назначению
По своему назначению оборудование делится на:
- Запасы энергии;
- Защитное снаряжение;
- Элементы управления;
- Контрольно-измерительные приборы;
- Исполнительные механизмы;
Некоторые компоненты схемы служат двойному назначению. К ним относятся реле, которые одновременно являются элементами управления и защитными устройствами.
Источники питания
Источники питания включают аккумулятор и генератор. Аккумулятор питает устройство и обеспечивает его работу при выключенном блоке питания. После запуска двигателя бортовая сеть питается от генератора, который также восстанавливает аккумулятор.
Защитные компоненты
Защитные устройства предотвращают выгорание электроприборов и электрических цепей в случае коротких замыканий. Основными элементами защиты являются предохранители. Для удобства все защитные элементы собраны в одном месте – блок предохранителей, который в «Оке» расположен под передней панелью со стороны водителя.
Элементы управления
К элементам управления относятся все компоненты, отвечающие за включение, включение и выключение электроприборов. В эту категорию входят выключатель зажигания, всевозможные переключатели и переключатели. Большинство этих элементов расположены в непосредственной доступности для водителя: на передней панели, на рулевой колонке. Но есть переключатели, на которые водитель действует через определенные узлы: выключатели стоп-сигналов, датчик включения воздушной сигнальной лампы и так далее
Контрольно-измерительные приборы предоставляют водителю информацию о работе тех или иных узлов и механизмов, показатели производительности: уровень топлива, температуру охлаждающей жидкости, давление масла и т.д. Некоторые типы этих устройств отображают точную информацию, а другие представлены в виде сигнальных ламп, которые активируются только при возникновении неисправности.
Измерительные приборы объединяют датчики, установленные на требуемых узлах и механизмах, и сигнальные элементы, расположенные на приборной панели.
Исполнительные приборы
Приводы – компоненты, которые выполняют определенную функцию – загораются, управляют узлами и т.д. К ним относятся электродвигатели, осветительные лампы, зуммер, прикуриватель и т.д.
Деление по функциям
По функциям все электрооборудование разделено на системы, выполняющие определенные задачи:
- Участвовать в эксплуатации двигателя;
- Обеспечить безопасность движения;
- Создать комфортные условия;
Также существуют системы, предназначенные для поддержания исправности самой электрической цепи.
Системы, отвечающие за работу мотора
Система зажигания участвует в работе двигателя и ее задача – генерировать искру в цилиндрах двигателя для воспламенения топливовоздушной смеси. Компонентами этой системы являются выключатель, датчик момента искры, катушка и свечи зажигания. Система активируется выключателем зажигания. Все эти компоненты соединены цепью, схема которой представлена ниже:
Вторая система, относящаяся к электрооборудованию и работающая с двигателем, – это система запуска. Для запуска двигателя используется силовой электродвигатель – стартер, управляемый самим замком зажигания. Схема его следующая:
По отношению к двигателю есть еще и вентилятор охлаждения.
Системы, отвечающие за безопасность и комфорт
К электрооборудованию, обеспечивающему безопасность движения, относятся:
- Световая и звуковая сигнализация (указатели поворота, стоп-сигналы, фонари заднего хода, звуковой сигнал);
- Основной свет (фары, ПТФ);
- Обогреватели, очистители и омыватели окон;
Эти устройства объединены в несколько систем. Ниже представлена схема питания только одного из них – поворотников:
Поскольку «Ока» – автомобиль бюджетный, то электроприборов, создающих комфортные условия для водителя, не так уж и много. К ним относятся печка (в которую входит электродвигатель вентилятора), внутренняя крышка и прикуриватель.
Учтите, что печка помимо создания удобства влияет и на безопасность движения: зимой отапливает окна.
Поскольку устройства, отвечающие за безопасность и комфорт движения, требуются не всегда, по умолчанию они отключены и активируются переключателями и переключателями.
Кроме того, бортовая сеть включает систему подзарядки аккумуляторных батарей, которая представляет собой компонент, задачей которого является поддержание работы электрооборудования. Схема его подключения следующая:
Обслуживание, ремонт
Из всей бытовой техники в автомобиле только блоки питания нуждаются в помощи:
- Аккумулятор (периодическая подзарядка через зарядное устройство, контроль уровня и плотности электролита);
- Генератор (периодическая проверка передаваемого напряжения, замена изношенных графитовых щеток).
также важно следить за состоянием изоляции проводов и не допускать ее повреждения во избежание короткого замыкания. Часто в соединениях проводки происходит окисление контактов, что может привести к выходу из строя электроприборов.
Большинство компонентов электрической сети не требуют обслуживания и должны быть заменены в случае выхода из строя. К таким элементам относятся лампочки, малые электродвигатели, переключатели, реле, предохранители, датчики.
И в стартере, и в генераторе, и в моторах печки, и в вентиляторе системы охлаждения возможны механические поломки – износ подшипников, втулок, щеток. Все эти приводы подлежат ремонту, и их производительность часто можно восстановить путем разборки, устранения неполадок и установки новых деталей для замены изношенных.
Диагностика блока предохранителей (видео)
