Индикаторы на приборной панели указывают на проблему
АвтоВАЗ давно начал устанавливать на свои автомобили двигатели с системой впрыска топлива. Прошло более 10 лет с тех пор, как на наших дорогах появились первые ВАЗы с подобными двигателями. За прошедшие годы было внесено множество изменений в конструкцию и комплектующие. Если сначала устанавливали только ЭБУ General Motors, то позже стали использовать блоки управления Bosch. И все датчики, которые раньше производились за рубежом, теперь производятся в России. Наши автомобили уже во многом соответствуют европейским стандартам: качество двигателей улучшается, выхлоп намного чище.
Потребитель боится современной микроэлектроники, потому что мало в ней разбирается. Но стоит кое-что узнать о том, какие симптомы появляются при выходе из строя того или иного датчика. У ДПДЗ одни симптомы, у датчика скорости – другие, у лямбда-зонда – третьи. И не нужно паниковать, когда на приборной панели автомобиля загорается лампочка «Check Engine.
Если вы посмотрите на конструкцию системы зажигания Лада Калина, то увидите множество непонятных элементов, и все они влияют на работу двигателя. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, лучше знать расположение всех датчиков автомобиля и основные причины их неисправности.
- Частые неисправности системы впрыска
- Общая информация о системе контроля
- Демонтаж и ремонт детали
- Установка и причины поломки датчика
- Электронный дроссель ВАЗ: конструкция, диагностика, промывка и ремонт.
- Неисправность дроссельного узла Lada Vesta
- Признаки неисправности дроссельной заслонки Лада Веста
- Алгоритм действий для выявления неисправности дросселя
- Ремонт дроссельной заслонки своими руками
- Чистка заслонки
Частые неисправности системы впрыска
Часто появляются такие симптомы, как спазмы, провалы, подергивания при разгоне. При этом не загорается заветный индикатор, сигнализирующий об ошибке двигателя. Первая мысль – неисправность свечей зажигания. И тут водитель вспоминает, что его Калина ездит уже год и больше, и эти важные элементы системы зажигания даже не передернули. Если после замены не наблюдается положительного эффекта, то следует сразу обратить внимание на тип бензина, который заливается в бак. Это самая частая причина поломок автомобилей.
Катушки зажигания – больное место Калины
Обратите внимание на модуль зажигания. Возможно, проблема в этом. Но проверить модуль можно только с помощью современных тестеров двигателей. Поэтому необходимо обратиться к опытному автоэлектрику, который быстро рассчитает неисправность и заменит или отремонтирует модуль. Если есть возможность установить и протестировать рабочий элемент, воспользуйтесь им. Двигатель заработал отлично – бегите в магазин за новым модулем. Ремонт данного агрегата возможен, но найти профессионального мастера довольно сложно.
Не реже проблема колебания скорости возникает на автомобилях ВАЗ-2110, Приора и Калина. Тахометр не знает куда идти. Игла постепенно перемещается от минимум 850 до максимум 1200 оборотов в минуту. Неисправность очевидна, но дорогая лампа, которая должна сигнализировать об ошибке, не загорается! При этом явно сломан датчик положения дроссельной заслонки, что особенно часто встречается в старших моделях автомобилей ВАЗ семейства 2110, а также в модификациях Лада Калина. В последнее время начали устанавливать ТПС достаточно качественного качества, поэтому проблемы с ними возникают редко.
Неисправность регулятора холостого хода можно определить по следующему признаку: невозможно запустить двигатель без нажатия на газ. Датчик расположен рядом с ДПДЗ, прямо на патрубке. Но не меняйте его сразу, попробуйте сначала промыть и очистить. Очень часто регулятор загрязняется, поэтому похоже, что он вышел из строя. Цена на такие предметы сейчас снизилась, а их выбор в магазинах очень большой.
Общая информация о системе контроля
Начали колебаться обороты: значит, ДПС неисправен. Необходимо определить скорость и степень открытия дроссельной заслонки. Его конструкция основана на простом потенциометре: при изменении положения заслонки изменяется напряжение на выходе сигнала датчика. Потенциометр – это переменный резистор, чаще его так и называют.
Датчик установлен прямо на валу заслонки. Соединение с ним должно быть плотным, поэтому недопустима даже малейшая отдача. Выводы потенциометра:
- напряжение питания, которое обычно составляет 5 вольт;
- сигнальный выход, подключенный к ЭБУ автомобиля;
- «Масса» («минус» блока питания, который находится на кузове автомобиля).
Вот как выглядит TPS
Наибольшее сопротивление датчика наблюдается при закрытой заслонке, при этом напряжение на ЭБУ минимальное. Нажать педаль акселератора – открыть амортизатор, в этот момент происходит изменение сопротивления и напряжение постепенно увеличивается до своего максимального значения 5 В.
В электронном блоке управления есть прошивка, в которой записаны все важные параметры. В зависимости от величины открытия амортизатора ЭБУ регулирует угол опережения зажигания, а также время открытия форсунок. Также можно использовать бесконтактный магниторезистивный тип DPDZ. Они состоят из следующих элементов:
- электронный чувствительный элемент, обработанный специальным материалом;
- постоянный магнит, встроенный в дроссельную заслонку.
При нажатии на педаль акселератора постоянный магнит вращается. В это время чувствительный элемент изменяет свое сопротивление из-за изменения окружающего его магнитного поля. Только в этом случае ЭБУ видит изменение угла, а не напряжения. При выходе из строя датчика возникают проблемы с запуском двигателя, увеличивается расход бензина, постоянно меняются обороты двигателя, затрудняется разгон автомобиля.
Демонтаж и ремонт детали
Датчик фиксируется двумя винтами
На Ладе Калине потенциометр расположен прямо на оси дроссельной заслонки. Чтобы получить к ней доступ, необходимо снять декоративную крышку. На автомобилях Лада Калина минимальное напряжение на управляющем выходе чуть меньше 0,7 Вольт. Полностью открытая дроссельная заслонка составляет 4 Вольта и более (до 5 Вольт). Для проверки работы датчика нужен только мультиметр, который должен измерять напряжение на выходе сигнала. Если напряжение постоянно меняется в закрытом положении, потребуется очистка дроссельной заслонки и контактов датчика.
Часто причиной неисправности становятся контакты и загрязненные элементы системы. Когда датчик выходит из строя, происходит следующее:
- цифровой код неисправности хранится в памяти контроллером;
- на панели приборов загорается сигнальная лампа, указывающая на неисправность;
- угол открытия заслонки рассчитывается блоком управления двигателем на основании расхода воздуха и частоты вращения коленчатого вала.
Перед началом работ по замене или ремонту датчика на автомобиле Лада Калина необходимо отсоединить минусовую клемму от аккумуляторной батареи. Затем штекер отсоединяется от разъема датчика положения, для чего нужно нажать на пластиковую защелку. ДПДЗ фиксируется двумя винтами, которые откручиваются без особого труда. Только после этого узел удаляется. Внимательно осмотрите его на предмет повреждений, измерьте ширину стержня датчика (она должна быть 5 мм). Перед установкой нового потенциометра может потребоваться очистить дроссельную заслонку. Если ось загрязнена, датчик будет трудно перемещать.
Если в агрегате есть отдача, ее никак нельзя устранить. Обмотка скотчем или другим материалом не принесет положительных результатов. Только полная замена датчика положения дроссельной заслонки поможет устранить проблему.
Установка и причины поломки датчика
Установка производится в порядке, обратном снятию. Обратите внимание на кольцо из пеноматериала, необходимое для уплотнения. Его повреждение недопустимо. Поэтому рекомендуется заменить сломанное кольцо на новое. Чем лучше кольцо, тем лучше будет работать TPS и тем ниже вероятность новых отказов. Но тогда возникает вопрос: а почему мог сломаться такой простой датчик? Причин может быть много. Наиболее распространены:
Расположение на машине
- частичный или полный износ опоры;
- удаление пыли;
- взлом мобильного ядра с контактами.
В результате невозможно добиться линейного увеличения напряжения на сигнальном контакте. После сборки никаких регулировок и регулировок не требуется: система микроконтроллера воспринимает закрытую дроссельную заслонку как точку отсчета.
Ремонт сенсора крайне затруднен, так как возникает необходимость напыления нового контактного слоя. Сделать это в домашних условиях невозможно, да и не на всех заправках есть такие возможности. Если посмотреть стоимость таких датчиков для автомобиля Лада Калина, оказывается, что проще купить и установить новый. Еще одно преимущество (помимо невысокой цены) – замена занимает не более пяти минут. И это ожидается, что вы одновременно очистите контакты и дроссельную заслонку.
Какой TPS поставить на свой автомобиль Lada Kalina – решать вам. Но стоит поговорить о том, какие конструкции предпочтительнее. Хочу один раз установить датчик и надолго забыть о проблемах с ним. Самые простые и дешевые потенциометры могут похвастаться только своей ценой. Но продолжительность их не очень велика. Эти датчики были установлены на конвейере АвтоВАЗа. Но бесконтактные устройства, даже если они стоят вдвое дороже, имеют гораздо больший ресурс. Поэтому с точки зрения надежности лучше использовать магниторезистивные датчики.
Электронный дроссель ВАЗ: конструкция, диагностика, промывка и ремонт.
В этом материале я хочу рассказать о конструкции, диагностике и ремонте электронной дроссельной заслонки (форсунки) от Delphi, устанавливаемой на автомобили ВАЗ в сочетании с системой управления двигателем М74. Причиной, по которой я написал эту статью, стала типичная неисправность на автомобиле ВАЗ 2115 с нетипичной причиной, о которой я расскажу чуть позже. Сразу хочу предупредить, что автор данной статьи не несет ответственности за неквалифицированное вмешательство и ремонт электронной дроссельной заслонки в случае ее выхода из строя и аварийной ситуации в дороге, так как ремонт данного агрегата не предусмотрен, но только замена.
Дизайн.
Дроссельная заслонка с электрическим приводом (трубка) предназначена для измерения количества воздуха, поступающего во впускной коллектор. Изменение количества поступающего воздуха достигается вращением заслонки с помощью электродвигателя, который управляется контроллером. Основные детали дроссельной заслонки:
Все фото кликабельны!
1. Размещение
2. Демпфер
3. Редуктор
4. Электродвигатель
5. Датчики положения дроссельной заслонки.
Схема подключения представлена ниже:
Снятие дроссельной заслонки:
1. Выключите зажигание, снимите минусовую клемму с АКБ.
2. Открутите хомуты и снимите впускной шланг с акселератора.
3. Отсоедините фиксатор проводки.
4. Открутите 4 болта крепления дроссельной заслонки к впускному коллектору и снимите ее.
Типичные неисправности и их диагностика.
Детская чума ранних выездов из машины, ошибка P2135 (несоответствие сигналов датчиков положения дроссельной заслонки А и В) проявляется в виде нестабильного холостого хода, ограничения скорости 2000, потери тяги. Успешно лечится опрессовкой, загибом и пайкой контактов блока дроссельной заслонки или заменой всей проводки. За большинством автомобилей ухаживают очень давно, на новых почти не найдешь.
Режимы плавания и нерегулярный холостой ход.
Здесь мы остановимся более подробно, так как это явление распространено и рано или поздно проявляется практически во всех автомобилях. Основная причина здесь – несоответствие угла открытия дроссельной заслонки количеству поступающего воздуха. Большинство машин обрабатывают мойкой. Дроссельную заслонку желательно промывать не реже одного раза в 20-30 тысяч км, иначе нагар и частицы масла создают препятствия для движения воздуха в режиме покоя со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому узел дроссельной заслонки нужно содержать в чистоте и порядке – это аксиома.
Вторая причина свободного плавания – свободный ход дроссельной заслонки. Как это проявляется и как диагностировать. Ниже приведен снимок экрана средства диагностики SMS. Параметры взяты от автомобиля ВАЗ 2115 с системой управления двигателем М74.
Здесь стоит обратить внимание на большой расход воздуха, время его наполнения и нагнетания. При этом угол открытия дроссельной заслонки очень мал, и контроллер, пытаясь стабилизировать холостой ход, снижает угол опережения зажигания. Это связано с тем, что фактический угол положения дроссельной заслонки не соответствует углу, рассчитанному ЭБУ из-за люфта. Кроме того, если вы инициализируете дроссельную заслонку, двигатель может некоторое время работать нормально, но через некоторое время или после перезапуска ситуация повторяется с колеблющимися оборотами.
Здесь стоит помнить, что при загрязнении дроссельной заслонки параметры также будут отличаться от нормы, с той лишь разницей, что угол открытия амортизатора станет больше обычного.
Для примера приведу скриншот с нормальными параметрами:
Как избавиться от люфта дроссельной заслонки.
Для этого необходимо разобрать дроссельный узел. Со стороны КПП откручиваем 4 винта (torx 15), которыми крепится крышка.
Здесь мы видим шестерни трансмиссионного механизма.
Солнечная шестерня просто снимается.
С другой стороны – датчики положения дроссельной заслонки и электрический разъем. Крепится винтами с очень редким пятиугольным звездочкой. Фото ниже:
Мы стреляем. Видны электродвигатель в корпусе и ось заслонки.
Далее необходимо при помощи пресса или тисков отжать дроссельную заслонку со стороны ДПС в сторону шестерен.
Снимаем ось.
Электродвигатель нельзя снимать, если он не поврежден. Вы можете проверить это, просто измерив сопротивление контакта. Сопротивление должно быть около 10-30 Ом.
А также фото всех разобранных компонентов дроссельной заслонки в разобранном виде.
Положение дроссельной заслонки, когда электрический привод не задействован, определяется положением пружинных стержней между упорами – заслонками в корпусе дроссельной заслонки и примерно на 10% открыт по сравнению с закрытым положением.
Люфт по оси вращения дроссельной заслонки возникает из-за развития пружины на алюминиевых фиксаторах. Отмечено красной стрелкой:
Тут есть 2 варианта: либо заменить дроссельную заслонку, и это недешево, на момент написания статьи (сентябрь 2013 г.) это около 2500 руб. Или вы можете убрать люфт, устранив пространство между пружинными усами и корпусом приливов.
Суть того, как я предлагаю устранить люфт, заключается в том, чтобы слегка надавить на усик пружины на величину зазора, например напильником, усовидными канавками в пластиковых упорах на самой шестерне.
После обзора проверяем игру вручную. Однако имейте в виду, что небольшой люфт, порядка 0,1-0,2 мм вдоль оси вращения, все равно будет из-за слабого сцепления пружины на втулках оси.
Если все в порядке, соберите в обратном порядке. Вал дроссельной заслонки фиксируется от смещения уплотнительной шайбой, фото ниже:
Вы можете прижать эту шайбу к валу с помощью подходящей трубки или, например, головки глубиной 10.
Важная заметка! После ремонта, замены электронной дроссельной заслонки или замены блока управления двигателем необходимо выполнить регулировку нулевого положения дроссельной заслонки. Делается это довольно просто. Первое включение зажигания после ремонта должно сопровождаться задержкой не менее 30 секунд. За это время вы услышите, как включится электропривод заслонки, повернет заслонку до полного закрытия и вернет ее в исходное положение. После этой процедуры адаптацию дроссельной заслонки можно считать завершенной и можно запускать двигатель.
Если вы все сделали правильно, холостой ход станет стабильным и плавным. Скачать фильмы dle 10.6 бесплатно
Неисправность дроссельного узла Lada Vesta
Проблемы с ускорением характерны для всех современных автомобилей, и Lada Vesta не исключение. Причина кроется в том, что этот узел включает в себя множество компонентов, на которые влияют внешние и внутренние факторы. Важно убедиться, что проблема заключается именно в неисправности дроссельного узла. Ниже представлен список элементов, повреждение которых может привести к подобным симптомам:
- Датчик положения педали акселератора
- Двигатель дроссельной заслонки
- Регулятор холостого хода
- Датчик положения заслонки
- Механические элементы корпуса
- Воздушный фильтр и воздухозаборники
- Электронный блок управления двигателем
Повреждение любой из этих частей может указывать на неисправность узла дроссельной заслонки. Поэтому, прежде чем спешить в мастерскую за новым дроссельным узлом, имеет смысл провести детальную диагностику всех связанных с ним элементов.
Признаки неисправности дроссельной заслонки Лада Веста
Есть ряд индикаторов, указывающих на неисправность дроссельной заслонки. Симптомы могут проявляться по-разному в зависимости от сломанной части. Чтобы понять, в каком направлении двигаться, необходимо ознакомиться со списком возможных симптомов поломки акселератора вашей Лады Весты:
- Нерегулярная скорость холостого хода
- Остановка двигателя на холостом ходу или нажатием на дроссельную заслонку
- Двигатель не запускается или останавливается сразу после запуска
- Потеря мощности двигателя
- Спринт, когда набираешь скорость
- Индикатор Check Engine горит периодически или постоянно
Как видите, есть несколько признаков, указывающих на проблемы с дроссельной заслонкой, и все они могут указывать на множество других неисправностей. Поэтому перед ремонтом узла дроссельной заслонки необходимо исключить варианты неисправности других деталей вашего автомобиля. Для этого воспользуйтесь приведенным ниже алгоритмом.
Алгоритм действий для выявления неисправности дросселя
важно понимать, что наиболее надежным способом будет загрузка кодов ошибок в смартфон или ПК через диагностический разъем. Но, если это невозможно или соединитель не работает, вы можете убедиться, что узел неисправен, используя следующий алгоритм:
- Проверьте воздуховод на предмет инородных тел, грязи, воды и т.д. При необходимости очистите каналы.
- Убедитесь, что воздушный фильтр подходит.
- Используйте тестер, чтобы проверить работоспособность датчика положения педали акселератора.
- Проверить работу регулятора холостого хода.
- Аналогичным образом устраните неисправность датчика положения заслонки, а также электродвигателя.
- Если все в порядке, есть смысл разобрать блок и убедиться в целостности и работоспособности самого амортизатора.
Все измерения с помощью тестера должны производиться при включенном зажигании и при разных положениях педали акселератора.
Ремонт дроссельной заслонки своими руками
Дроссельный узел автомобиля Лада Веста можно без особого труда заменить своими руками. Для выполнения такой процедуры, как замена узла дроссельной заслонки, вам понадобится стандартный набор гаечных и шестигранных ключей, а также отвертка. Затем выполните действия в следующем порядке:
Спасибо за регистрацию!
- Снимите отрицательную клемму с аккумуляторной батареи.
- Отсоедините воздуховод от корпуса заслонки, ослабив зажим
- Отсоедините провода, подходящие к датчикам.
- Открутите 4 винта крепления корпуса дроссельной заслонки и снимите его.
- Закройте отверстие впускного коллектора чистой тряпкой или другой заглушкой.
Установка новой детали производится в порядке, обратном снятию. Если вам нужно выполнить такое действие, как замена датчика дроссельной заслонки, снимать весь узел не нужно – просто отсоедините провода от датчика и разберите его, а затем установите новый датчик в обратном порядке.
Чистка заслонки
Если причина плохой работы двигателя – грязная дроссельная заслонка, ее следует очистить. Для этого нужно приобрести специальный очиститель двигателя и приступить к работе:
- Снимите амортизатор в указанном выше порядке
- Опрыскиваем средством и оставляем на время (как указано на упаковке)
- Удалите слой грязи и нагара чистой салфеткой или другой тканью
- Повторяем процедуру несколько раз, пока все детали не засияют
Также рекомендуется снять и очистить регулятор холостого хода и канал, в котором он расположен. Обязательно проверьте состояние воздушного фильтра, так как непригодный для использования фильтр может не только загрязнить дроссельную заслонку, но и повлиять на работу двигателя в целом и создать множество проблем. Удачи на дорогах!
