- Электронный дроссель ВАЗ: конструкция, диагностика, промывка и ремонт.
- Типичные неисправности и их диагностика.
- Чистка дросселя Лада Гранта
- Видео снятия и чистки дроссельной заслонки в Лада Гранта:
- Особенности дроссельного узла Лада Гранта
- Дроссельный узел — снятие проверка, очистка и установка Лада Гранта
Электронный дроссель ВАЗ: конструкция, диагностика, промывка и ремонт.
В этом материале я хочу рассказать о конструкции, диагностике и ремонте электронной дроссельной заслонки от Delphi, устанавливаемой на автомобили ВАЗ в сочетании с системой управления двигателем М74. Причиной, по которой я написал эту статью, стала типичная неисправность на автомобиле ВАЗ 2115 с нетипичной причиной, о которой я расскажу чуть позже. Сразу хочу предупредить, что автор данной статьи не несет ответственности за неквалифицированное вмешательство и ремонт электронной дроссельной заслонки в случае ее выхода из строя и аварийной ситуации в дороге, так как ремонт данного агрегата не предусмотрен, но только замена.
Конструктивные особенности:
Дроссельная заслонка с электрическим приводом предназначена для измерения количества воздуха, поступающего во впускной коллектор. Изменение количества поступающего воздуха достигается вращением заслонки с помощью электродвигателя, который управляется контроллером. Дроссельная заслонка состоит из:
- Корпуса
- Заслонки
- Редуктора
- Электродвигателя
- Датчиков положения дроссельной заслонки.
Схема подключения представлена ниже:
Для снятия дроссельной заслонки необходимо:
- Выключение зажигания, снятие минусовой клеммы с АКБ.
- Откручивание хомутов и снятие шланга впускной трубы от дросселя.
- Отсоединение колодки жгута.
- Откручивание 4 болтов крепления дроссельной заслонки от впускного коллектора и ее снятие.
Типичные неисправности и их диагностика.
Ошибка p2135 (несовпадение сигналов датчиков положения дроссельной заслонки a и b) — это детская болезнь первых моделей автомобилей. Она проявляется в виде неустойчивого холостого хода, ограничения оборотов до 2000 и потери тяги. Обжим, изгиб и пайка контактов колодки корпуса дроссельной заслонки или замена всего жгута проводов — вот методы, которые были использованы для успешного лечения этой проблемы. Эта проблема уже давно решена в большинстве автомобилей, но она редко встречается в новых моделях.
Режимы плавания и нерегулярный холостой ход.
Когда речь идет о неустойчивом холостом ходе, основным виновником является дроссельная заслонка. Решить проблему можно, регулярно очищая ее и следя за тем, чтобы угол ее открытия был правильно отрегулирован в соответствии с количеством воздуха, поступающего в двигатель. Следует отметить, что это необходимо делать каждые 20–30 тысяч километров, иначе грязь и масляные отложения будут блокировать поток воздуха на холостом ходу, что приведет к нестабильности в работе двигателя. Содержание дроссельного узла в чистоте необходимо для обеспечения стабильной работы вашего автомобиля. Другой потенциальной причиной колебаний оборотов холостого хода может быть прослабление самой заслонки — это также необходимо своевременно устранить.
Как это может проявится и какая диагностика.
Ниже приведен снимок экрана программы для диагностики SMS-diagnostics. Параметры извлечены от машины ВАЗ 2115 с блоком управления мотором m74..
Необходимо учитывать большой расход воздуха, точное наполнение и время впрыска. Это приведет к низкому углу открытия дроссельной заслонки, что заставит блок управления перевести угол опережения зажигания в отрицательное значение, поскольку он пытается стабилизировать холостой ход. Это происходит из-за несоответствия между реальным углом положения дроссельной заслонки и тем, который вычисляется блоком управления из-за провисания.
Кроме того, при первоначальном включении дроссельной заслонки двигатель может некоторое время работать нормально, пока при повторном запуске или по прошествии некоторого времени он снова не столкнется с плавающими оборотами.
И еще, если на дроссельную заслонку попала грязь, ее параметры также будут отличаться от нормальных; однако эта ситуация будет отличаться тем, что вызовет больший, чем обычно, угол открытия дроссельной заслонки.
Вот скрин с параметрами в норме:
Как избавиться от люфта дроссельной заслонки.
Для этого необходимо разобрать дроссельный узел. Там где редуктор откручиваем четыре винта (torx 15), которыми крепится крышка.
Тут мы увидим шестерни механизма трансмиссии.
Шестерня центральная легко снимается.
С обратной стороны – датчики положения дроссельной заслонки и электро-разъем. Крепится винтами с очень редкими пятиугольными звездочками. Фото ниже:
Это снимаем. Видны электродвигатель в корпусе и ось заслонки.
Потом нужно прессом или тисками произвести выдавливание дроссельной заслонки со стороны ДПДЗ в сторону шестерен.
Снимаем ось.
Электродвигатель не снимаем, если он не поврежден. Вы можете проверить это, просто измеряя на контактах сопротивление. Оно должно быть около 10-30 Ом.
Ниже фотографии всех разобранных компонентов дроссельной заслонки.
Положение дроссельной заслонки, когда электрический привод не задействуется, определяем положением пружинных усов между упорами – приливами в корпусе дроссельной заслонки. Оно составит примерно 10% открытия в сравнении с закрытым положением.
Ухудшение положения (люфт) оси вращения дроссельной заслонки объясняется износом алюминиевых пружинных упоров, как показано красной стрелкой:
Тут есть 2 варианта: либо заменить дроссельную заслонку, и это недешево, на момент написания статьи это около 2500 руб. Или вы можете убрать люфт, устранив пространство между пружинными усами и корпусом приливов.
Суть того, как я предлагаю устранить люфт, заключается в том, чтобы слегка раздвигать усы пружины на размер зазора, расточив, например напильником, усовидные канавки в упорах из пластика на самой шестерне.
После завершения изменения вручную проверьте люфт. При этом следует учитывать, что из-за плотного прилегания пружины к втулкам оси вращения может остаться незначительный люфт примерно 0,1–0,2 мм на поворотной оси.
Если все получилось, выполните сборку в обратной последовательности. Шайба с плотной посадкой обеспечит надежную фиксацию оси дроссельной заслонки от перемещения; фотография приведена ниже.
Эту шайбу можно снова прикрепить к оси с помощью подходящей трубы или, например, 10-дюймовой глубокой торцевой головки.
Необходимо помнить, что после проведения ремонта, замены электронной дроссельной заслонки или контроллера ЭСУД необходимо выполнить установку нуля положения дроссельной заслонки. Это простой процесс: подождите не менее 30 секунд после включения зажигания в первый раз после ремонта. В течение этого времени вы услышите, как привод дроссельной заслонки поворачивается, а затем закрывается и возвращается в исходное состояние. После завершения этой процедуры калибровка дроссельной заслонки должна пройти успешно, и вы сможете запустить двигатель.
Если вы правильно выполнили все эти действия, обороты холостого хода вашего автомобиля будут постоянными и ровными.
Чистка дросселя Лада Гранта
Мы покажем, как снять и почистить дроссельную заслонку (дроссель) в автомобиле Lada Granta.
На автомобиле на примере пробег 30 тыс. Км, можно увидеть примерное состояние дроссельной заслонки, стоит ли ее снимать и чистить. Забегая вперед, могу сказать, что не стоит, особенно если машина у вас новая, ждать не менее 50 тыс. Км.
Для обеспечения оптимальной работы дроссельной заслонки (дросселя) вашего автомобиля lada granta необходима регулярная очистка для удаления отложений, образовавшихся в результате отвода газов через шланг сапуна. Старые двигатели требуют более частой очистки. Для начала снимите воздушный канал и отсоедините жгут проводов троса и шестерни. Затем используйте для очистки очиститель карбюратора, избегая попадания его в редуктор. Не применяйте силу при открытии дроссельной заслонки, это может привести к перекосу и потребовать ее полной замены. После завершения очистки дайте очистителю высохнуть или продуйте сжатым воздухом, а затем протрите чистой тканью.
Видео снятия и чистки дроссельной заслонки в Лада Гранта:
Особенности дроссельного узла Лада Гранта
Дроссельная заслонка приводится в движение электродвигателем через редуктор. Оба интегрированы в корпус дроссельной заслонки.
При запуске и прогреве двигателя, а также на холостом ходу поток воздуха в цилиндрах регулируется путем открытия дроссельной заслонки.
Положение дроссельной заслонки контролируется двумя датчиками, встроенными в корпус дроссельной заслонки.
Угол открытия дроссельной заслонки устанавливается электронным блоком управления (ЭБУ) на основании расчетного количества воздуха, который должен попасть в цилиндры двигателя. При этом учитывается режим работы двигателя (запуск, прогрев, холостой ход и т.д.), Температура окружающей среды и воздуха в двигателе, положение педали акселератора.
Команды управления подаются на дроссельную заслонку электродвигателя. При этом ЭБУ контролирует угол открытия амортизатора и при необходимости подает соответствующие команды для корректировки его положения. В результате того, что ЭБУ одновременно регулирует количество впрыскиваемого топлива и поступающего воздуха, оптимальный состав горючей смеси сохраняется при любом режиме работы двигателя.
Корпус дроссельной заслонки с электроприводом чувствителен к отложениям, которые могут накапливаться на внутренней поверхности корпуса дроссельной заслонки. Накопление отложений может мешать плавному перемещению дроссельной заслонки, заклинивая ее (особенно при малых углах открытия). В результате двигатель будет работать нестабильно и даже на холостом ходу, плохо запускаться и могут возникать провалы в переходных режимах. Чтобы этого не произошло, в профилактических целях удаляйте отложения специальными очистителями при последующем обслуживании автомобиля. Большой слой отложений может полностью заблокировать движение заслонки. Если промывка не позволяет восстановить работу дроссельной заслонки, ее необходимо заменить.
Неисправность или некорректная работа дроссельного узла может быть вызвана обрывом контакта в его электрической цепи (окисленные проводники в клеммной колодке проводки). В этом случае восстановить работу можно будет, обработав кабели специальным составом для очистки и защиты электрических контактов. Возможны и другие причины неисправности:
– на дроссельную заслонку не подается напряжение питания;
– сигналы от обоих датчиков положения дроссельной заслонки не поступают;
– ЭБУ не распознает сигналы датчиков положения дроссельной заслонки.
В этих случаях система управления двигателем переходит в аварийный режим. При этом автомобиль сохраняет возможность самостоятельно проехать небольшое расстояние с небольшой скоростью, что в крайнем случае позволит переместить его в безопасное место (съехать на обочину дороги, выехать за перекресток, так далее).
О том, что дроссельная заслонка работает в аварийном режиме, может свидетельствовать горящая сигнальная лампа неисправности системы управления двигателем и увеличение частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу (примерно 1500 мин -1, несмотря на то, что двигатель прогрет до рабочей температуры.) двигатель в этом случае не будет реагировать на нажатие педали акселератора.
Каждый из датчиков положения дроссельной заслонки представляет собой потенциометр. В процессе работы происходит постепенный износ токопроводящих дорожек и подвижных контактов. Со временем износ может достигнуть уровня, при котором датчик не сможет нормально функционировать. Наличие двух датчиков увеличивает надежность всей сборки.
При выходе из строя только одного датчика загорится световой индикатор, но система управления двигателем перейдет в режим ожидания. В этом случае двигатель адекватно отреагирует на нажатие педали акселератора, но с худшими рабочими параметрами
Дежурный режим позволяет самостоятельно довезти машину до места ремонта.
Дроссельный узел — снятие проверка, очистка и установка Лада Гранта
Узел дроссельной заслонки неразборный, не ремонтируется, а в случае неисправности заменяется целиком. Необходимость выполнения работ определяется при проверке технического состояния системы управления двигателем.
очиститель впускного коллектора двигателя необходим для промывки дроссельной заслонки. В крайнем случае можно использовать очиститель карбюратора. Если неисправность не удается устранить с помощью очистителя, необходимо заменить дроссельный узел. После снятия дроссельной заслонки необходимо заменить прокладку (уплотнительное кольцо). Вам может понадобиться средство для очистки и защиты электрических контактов.
Во избежание повреждения привода не поворачивайте дроссельную заслонку с усилием, прилагая к ней силу. При установке нового узла дроссельной заслонки на автомобиль потребуется специальное диагностическое оборудование для проверки «калибровки» положения дроссельной заслонки в крайних положениях.
1. Подготовить автомобиль к работе и отсоединить клемму провода от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
8. С помощью мультиметра в режиме омметра измерьте сопротивление датчиков положения дроссельной заслонки между выводами 1 и 4. В исправном дроссельном узле сопротивление должно быть в пределах 750–1250 Ом.
На следующем этапе удерживайте дроссельную заслонку вверх, чтобы моющее средство не могло стекать по дроссельной заслонке в сторону редукторного двигателя и попадать в механизм.
9. Используя моющее средство, удалите отложения с внутренних стенок дроссельной заслонки и дроссельной заслонки.
10. Очистите дроссельную заслонку чистой тканью и продуйте сжатым воздухом из компрессора или ножного насоса.
11. Установите дроссельную заслонку в обратном порядке, заменив уплотнительное кольцо на новое.

Спасибо автору статьи о ремонте дроссельной заслонки. У меня была такая же проблема, в сервисах говорили только замена. Следуя советам автора статьи отремонтировал дроссель своими руками. Ещё раз огромное спасибо! Цена дроссельной заслонки, в настоящее время, 11364 рубля.
Спасибо Леонид за отзыв! Это очень приятно и дает стимул работать!