На примере датчика Холла, применяемого в бесконтактной системе зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099.
Датчик Холла предназначен для определения искрового момента в системе бесконтактного зажигания (BCG) автомобиля.
Принцип работы датчика Холла
Принцип действия датчика основан на эффекте Холла, когда магнитное поле проводника изменяется при прохождении через него специального экрана с прорезями.
На практике это выглядит так: датчик Холла автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 установлен на опорной плите распределителя и состоит из двух частей – магнита и элемента Холла с усилителем. Напряжение на датчик Холла подается от переключателя (вывод 5) по красному проводу тока. «Земля» также исходит от переключателя: черный и белый провод от контакта 3. Магнит создает магнитное поле, элемент Холла принимает его, создает напряжение, которое усиливает усилитель, и через зеленый импульс напряжение подается на переключатель. (вывод 6).
Для изменения магнитного поля используется щит с четырьмя прорезями, который вращается при проходе вала распределителя зажигания (трамблера) между магнитом и приемной частью датчика Холла. Когда прорезь экрана проходит через канавку датчика, магнитное поле имеет определенное значение, и в результате датчик подает на переключатель электрический ток определенного напряжения (9–12 В). Когда зуб экрана проходит через канавку датчика, магнитное поле экранируется и не попадает в приемник датчика, при этом напряжение, подаваемое на переключатель, падает (0-0,5 В).
В результате выключатель отключает подводимый к катушке зажигания электрический ток, магнитное поле внутри него сильно сжимается и, проходя по виткам обмотки, создает ЭДС 22-25 кВ (ток высокого напряжения). Ток через бронепровода идет к распределителю, а затем к свечам зажигания, создавая разряд, воспламеняющий топливную смесь. Прохождение каждого из четырех зубцов экрана в паз датчика соответствует такту сжатия в одном из четырех цилиндров двигателя.
Примечания и дополнения
– Принцип работы многих других автомобильных датчиков основан на эффекте Холла, например датчик скорости впрыска ВАЗ 21083, 21093, 21099.
Еще статьи про автомобильные датчики ВАЗ 2108, 2109, 21099
Датчик Холла – один из важнейших элементов системы бесконтактного зажигания бензиновых двигателей. Малейшая неисправность этой детали приводит к серьезным сбоям в работе двигателя. Поэтому во избежание ошибок диагностики важно знать, как проверить датчик Холла и, при необходимости, иметь возможность его заменить.
Мы разделили этот материал на две части: теоретическую (назначение, устройство и принцип действия датчика Холла) и практическую – признаки неисправности, методы испытаний и способы замены.
В конце статьи посмотрите видеоурок, как самостоятельно заменить датчик Холла.
И прежде чем проверять датчик Холла на наличие неисправностей, давайте разберемся с его назначением и принципами работы.
- Что такое датчик Холла и как он работает
- Признаки неисправности датчика Холла
- Как проверить датчик Холла
- Замена датчика Холла
- Видео, как заменить датчик Холла своими руками
- Расположение
- Признаки неисправности
- Способы устранения неисправностей
- Как проверить старый?
- Процесс замены
- Видео «Проверка датчика Холла»
Что такое датчик Холла и как он работает
Датчик Холла (он же датчик положения распределительного вала) – один из основных элементов распределителя (переключателя-распределителя). Он расположен рядом с валом распределителя, на котором закреплена магнитопроводящая пластина, похожая на корону. В пластине столько же пазов, сколько цилиндров в двигателе. Также внутри датчика находится постоянный магнит.
Принцип работы датчика Холла следующий: при вращении вала металлические лопасти попеременно проходят через прорезь в датчике. В результате генерируется импульсное напряжение, которое через переключатель поступает на катушку зажигания и, преобразовавшись в высокое напряжение, подается на свечи зажигания.
Датчик Холла имеет три вывода:
- вы подключаетесь к “массе”,
- ко второму подойдет плюс с напряжением около 6В,
- с третьего вывода преобразованный импульсный сигнал поступает на переключатель.
Признаки неисправности датчика Холла
Неисправности датчика Холла проявляются по-разному. Даже опытный техник не всегда сразу определит причину неисправности двигателя.
Вот некоторые из наиболее частых симптомов:
- Двигатель плохо заводится или вообще не заводится.
- На холостом ходу бывают перебои и рывки в работе двигателя.
- Автомобиль может трястись при движении на более высоких оборотах.
- Силовой агрегат блокируется во время движения.
Если появляется какой-либо из этих сигналов, сначала необходимо проверить работоспособность датчика Холла.
Также не следует исключать из поля зрения другие неисправности системы зажигания, обнаруженные в автомобилях.
Как проверить датчик Холла
Простой способ проверить датчик положения распредвала (Холла) показан в следующем видео.
Проверить работу датчика Холла можно несколькими способами. Каждый автомобилист сможет выбрать для себя наиболее подходящий вариант:
- Получите исправный датчик на тестирование у соседа или при сносе автомобиля и установите его на место «родного». Если проблемы с двигателем исчезнут, вам нужно будет приобрести новую деталь.
- С помощью тестера можно измерить напряжение на выходе датчика. В исправном устройстве напряжение будет варьироваться от 0,4В до 11В.
- Вы можете создать имитацию датчика Холла. Для этого снимаем с трамблера трехконтактный блок. Затем включают зажигание и соединяют куском провода выводы 3 и 6 выключателя. Появление искры свидетельствует о выходе из строя датчика.
Если после осмотра обнаружится, что датчик Холла неисправен, его необходимо заменить новым.
Замена датчика Холла
Заменить датчик Холла несложно. С этой работой своими руками сможет справиться даже начинающий автолюбитель.
На видео ниже достаточно подробно показан процесс замены датчика в распределителе автомобиля УАЗ.
Обычно замена датчика Холла состоит из нескольких этапов:
- Первым делом с автомобиля снимается трамблер.
- Затем снимается крышка распределителя и совмещается метка ГРМ с меткой коленвала.
- Запомнив расположение распределителя, необходимо открутить крепеж гаечным ключом.
- Если есть зажимы и колпачки, их также следует удалить.
- Вал вытаскивается из распределителя.
- Осталось отсоединить клеммы датчика Холла и открутить.
- Вытаскивая регулятор, через образовавшуюся щель аккуратно удаляется неисправная деталь.
- Новый датчик Холла устанавливается в обратной последовательности.
Проверка работоспособности датчика Холла позволяет гораздо больше, чем просто определить причину отказа двигателя. Благодаря несложным приемам водитель сэкономит время на ремонте, а также исключит ненужную трату денег.
Видео, как заменить датчик Холла своими руками
С развитием технического прогресса появляются новые устройства с улучшенными техническими характеристиками. Примером такого устройства является датчик Холла ВАЗ 2109, который заменил старые приборы, дававшие большие погрешности. В статье рассказывается, как диагностировать неисправности устройства и как их исправить. Предоставляются подробные инструкции по замене и видео с управлением устройством.
Расположение
В автомобилях ВАЗ 2109 с карбюратором датчик Холла отвечает за замыкание и размыкание контактной группы. Когда оконный экран вращается, на устройство отправляется сигнал, который преобразуется в электрический. Через переключатель сигнал передается на катушку зажигания, где преобразуется в электрический разряд, то есть искру.
В автомобиле с карбюратором датчик находится на распределителе зажигания под пылезащитным кожухом. Он крепится к опорной плите двумя винтами или заклепками, в зависимости от типа клапана.
Признаки неисправности
При неисправном датчике Холла у двигателя ВАЗ 2109 возникают следующие проблемы:
- не запускается силовой агрегат;
- перебои в работе двигателя на разных режимах: рывки, нарушение плавности пути;
- отсутствие или нарушение минимума;
- двигатель внезапно останавливается;
- потеря мощности.
Моторный отсек ВАЗ 2109
Способы устранения неисправностей
Для устранения неисправности в карбюраторе необходимо точно установить, что причина неисправности – неисправный прибор. Для этого необходимо проверить датчик Холла на ВАЗ 2109.
Как проверить старый?
Есть несколько способов проверить работоспособность датчика Холла:
- Самый простой способ – установить новый вместо старого. Если машина заводится, проблема решается, если нет, то нужно искать причину неисправности в других компонентах системы зажигания.
- Измерьте выходное напряжение тестером. При исправном устройстве значение должно быть в пределах от 0,4 до 11 вольт.
- Имитация работы устройства: снимается трехконтактный замок, включается зажигание, совмещены третий и шестой выходы. Если искра гаснет, это свидетельствует о неисправности устройства.
Тестовое устройство
Есть еще один проверенный способ проверки без использования вольтметра.
Это требует:
- подключить вывод катушки к свече зажигания;
- соединить провод на свече зажигания с массой;
- снимаем каретку с датчиком и подсоединяем разъем;
- включить зажигание;
- используйте отвертку, чтобы обойти проверяемое устройство, если свеча зажигания появилась на свече зажигания, устройство в хорошем состоянии.
Если при проверке была обнаружена неисправность регулятора, необходимо заменить датчик Холла ВАЗ 2109.
Новое устройство для замены
Процесс замены
Не знаете, как заменить свое устройство? – Для процедуры необходим набор инструментов.
Для замены необходимо демонтировать распределитель из группы дополнительного оборудования:
- для начала нужно отсоединить отрицательную клемму от АКБ;
- затем следует отсоединить бронепровода от распределителя, а также отсоединить шланг от вакуумного корректора;
- затем нужно снять газовый кабель и отложить в сторону;
- открутив гайку крепления кронштейна, удерживающего провода, его необходимо снять со шпильки и отодвинуть, чтобы он не мешал;
- затем на корпусе привода вспомогательных агрегатов и распределителе нанесите отметку в виде прямой для установки предыдущего момента зажигания при переустановке;
- затем нужно отсоединить колодку с проводами;
- сняв колпачок с отверстия в раструбе сцепления, повернуть маховик отверткой так, чтобы поршень первого цилиндра занял положение ВМТ;
- теперь, открутив две крепежные гайки, можно разобрать трамблер.
Сам процесс замены датчика Холла на ВАЗ состоит из следующих этапов:
- Сначала откручиваем крышку трамблера.
- Затем снимите ползунок, слегка потянув его вверх.
- Далее нужно разобрать пылезащитный чехол.
- Открутив крепежный болт, нужно достать заглушку.
- Далее откручиваются болты, удерживающие пластину датчика.
- После откручивания болтов крепления вакуумного корректора и снятия стопорного кольца необходимо разобрать корректор и шток.
- Открыв зажим, вы должны достать провода.
Разблокируйте зажим и извлеките провода
После замены устройства необходимо проверить работу карбюратора ВАЗ 2109.
Видео «Проверка датчика Холла»
В этом видео показан один из способов управления устройством.
