На автомобиль ГАЗ-3307, ГАЗ-66 устанавливается V-образный восьмицилиндровый двигатель ЗМЗ-511 с полнопоточной фильтрацией масла и закрытой системой вентиляции картера.
Блок цилиндров, поршни и коленчатый вал двигателя ЗМЗ-511
В блоке цилиндров двигателя ГАЗ-3307, 66 установлены износостойкие чугунные монолитные гильзы. Гильзы прижимаются головками к блоку.
Уплотнение вверху блока цилиндров ЗМЗ-511 выполнено стально-асбестовыми прокладками с круглыми водяными каналами, а внизу – медными кольцами круглого сечения, установленными между блоком и корпусом.
Не допускается установка прокладок ГБЦ ГАЗ-66, ГАЗ-3307 с фигурными водяными каналами на двигателях со степенью сжатия 7,6.
- Порядок нумерации цилиндров двигателя ЗМЗ-511 (ГАЗ-3307, 66) Рис. 1.
- Установка колец на поршень двигателя ЗМЗ-511 (ГАЗ-3307, 66) Рис. 2.
- Механизм привода клапанов ЗМЗ-511 (ГАЗ-3307, 66) Рис. 3.
- Легковые двигатели с маркировкой V8 от ЗМЗ
- Грузовые двигатели с маркировкой V8 от ЗМЗ
- Устройство системы зажигания ГАЗ-53
- Возможные неисправности СЗ: признаки и причины
- Инструкция по настройке зажигания
- Заключение
- Видео «Настройка зажигания по лампочке»
Порядок нумерации цилиндров двигателя ЗМЗ-511 (ГАЗ-3307, 66) Рис. 1.
Головки цилиндров имеют высокотурбулентные камеры сгорания и резьбовые патрубки, а также вставные седла и направляющие клапана.
Если необходимо заменить одну из головок блока цилиндров двигателя, ее необходимо заменить головкой блока цилиндров с такой же маркировкой. Каждая из головок прикреплена к блоку восемнадцатью штырями.
Перед затяжкой головки блока цилиндров ГАЗ-3307, 66 необходимо отвернуть гайки стоек коромысла и, поднимая стойки вместе с осью, обеспечить доступ к гайкам крепления головки. После затяжки гаек головки блока цилиндров снова затяните ослабленные гайки.
Далее необходимо отрегулировать зазор между клапанами и коромыслами двигателя ЗМЗ-511. Вкрутите гайки шпилек крепления головки в течение первых трех ТО-1, затем сделайте это через ТО-2.
При замене прокладки следует соблюдать указанную выше частоту затяжки гайки, так как уменьшение момента затяжки гаек ГБЦ в основном вызвано усадкой материала прокладки ГБЦ в начальный период эксплуатации.
Затягивание гаек сливной трубы и повторная установка после разборки должны выполняться с большой осторожностью, чтобы избежать попадания воды в масло.
Перед установкой проверьте состояние сопрягаемых поверхностей впускного патрубка, головок и блока, а также прокладок. Гайки необходимо затягивать так, чтобы уплотнения были слегка прижаты. Далее нужно подтянуть грузовые гайки.
После затяжки грузовых гаек поочередно затяните стопорные гайки всасывающей трубы с левой и правой стороны, начиная с грузовых гаек.
Поршни двигателя ЗМЗ-511 (ГАЗ-66, 3307) имеют на боковой поверхности надпись ДО. Эту инструкцию необходимо строго соблюдать при установке в агрегат.
Поршневые пальцы. Чтобы вдавить палец в поршень, последний необходимо нагреть в горячей воде или масле до температуры 70-80 ° С. Нажатие без нагрева может привести к образованию задиров.
Поршневые кольца ЗМЗ-511 устанавливаются по три на каждый поршень: два поршневых кольца высотой 2 мм и скребок.
Компрессионные кольца устанавливаются так, чтобы канавка (если есть) на внутренней поверхности колец была обращена вверх. При установке компрессионных колец на поршень кольца колец необходимо повернуть на 180°.
Установка колец на поршень двигателя ЗМЗ-511 (ГАЗ-3307, 66) Рис. 2.
1 – компрессионные кольца; 2 – кольцевой диск маслосъемного кольца; 3 – расширитель осевой; 4 – расширитель радиальный
Скребковое кольцо состоит из двух плоских колец из хромированной стали и двух распорок: осевого и радиального.
При установке поршня в блок цилиндров двигателя ГАЗ-3307, 66 необходимо установить 2 плоских кольцевых диска так, чтобы их блоки располагались под углом 180 ° друг к другу и на 90 ° по сравнению с блоками компрессионных колец.
При этом блоки осевого расширителя 3 и радиального расширителя 4 необходимо расположить под углом 90 ° по отношению к ним (каждому).
Шатуны с собранными поршнями ЗМЗ-511 устанавливаются попарно на каждый из четырех шатунов коленчатого вала. Нижняя головка шатуна обработана вместе с крышкой.
Поэтому при сборке крышки всегда необходимо заменять на одном и том же месте. Серийный номер цилиндра проштампован на шпильках болтов шатуна и на крышке.
Номер, нанесенный на шатун, и отметка на крышке шатуна должны указывать в одном направлении. Болты шатуна взаимозаменяемы.
Самостоятельному откручиванию гайки болта шатуна препятствует специальная формованная стопорная гайка или установка основной гайки шатуна на герметик. В случае переборки шатуна необходимо удалить с болта и гайки остатки нанесенного ранее герметика, тщательно протерев их тряпкой, обезжирить бензином и просушить.
После навинчивания гайки на болт нанесите 2-3 капли (0,06 г) герметика на его резьбовую часть. При отсутствии герметика фиксацию гайки необходимо производить литой контргайкой.
Контргайку следует затянуть, повернув ее на 1,5-2 стороны от положения контакта конца контргайки с концом основной гайки. Втулки шатуна взаимозаменяемы, монтаж втулки не допускается.
При сборке шатунов с поршнями ГАЗ-3307, ГАЗ-66 необходимо соблюдать следующий порядок: шатуны левого ряда цилиндров необходимо устанавливать так, чтобы номер на шатуне и отметка на его крышке были обращены внутрь перед двигателем и правый ряд наоборот.
Поршни соединены с шатунами так, что во всех случаях надпись на ПЕРЕДНЕМ поршне указывает на переднюю часть двигателя.
Коленчатый вал ЗМЗ-511 уравновешивается в сборе с маховиком и сцеплением. Основные крышки из чугуна. Перемещение вала в продольном направлении ограничивается упорными шайбами, размещенными с обеих сторон первого коренного подшипника.
Каждый шатун коленчатого вала ЗМЗ-511 (ГАЗ-66, 3307) имеет полость (грязеуловитель). При разборке двигателя необходимо очистить грязевые фильтры, для чего необходимо открутить резьбовые крышки, очистить полости (проволочной щеткой, проволокой), промыть их и все каналы керосином, продуть воздухом, завинтить полностью вставьте пробку и закройте ее.
Во избежание протечек масла концы коленчатого вала герметизированы сальниками.
Маховик крепится к фланцу коленчатого вала ГАЗ-3307, ГАЗ-66 четырьмя болтами, гайки которых фиксируются от самораскручивания специальными пластинами.
Для увеличения ресурса двигателя ЗМЗ-511 перед первым капитальным ремонтом рекомендуется производить замену поршневых колец и вкладышей коленчатого вала на детали типоразмера в процессе эксплуатации (но не в гарантийный период.
Гильзы коренных подшипников необходимо заменять, когда давление масла на прогретом двигателе падает ниже 100 кПа (1,0 кгс / см2) при 1200 об / мин, что соответствует скорости движения вперед примерно 30-35 км / ч.
Масляный радиатор необходимо выключить при проверке давления масла. Движение с давлением масла ниже 100 кПа (1,0 кгс / см2) на указанной скорости и выше не допускается.
При замене коренных подшипников шатун следует проверять и заменять только при необходимости.
Одновременно с заменой вкладышей необходимо произвести чистку полостей шейки коленвала ЗМЗ-511. Это нужно делать осторожно, так как остатки нечистой грязи будут перенесены маслом на подшипники шатуна, что приведет к их задирам и износу. После очистки полостей закрутите и закройте крышки.
Поршневые кольца необходимо заменить, если расход отработанного масла превышает 400 г / 100 км. При замене колец рекомендуется установить комплект колец, состоящий из 2 нехромированных компрессионных колец (оловянных или фосфатированных) и набора скребковых колец с дисками из нехромированной стали.
При замене колец удалите выступающую изношенную ленту в верхней части на рукаве (скребком или другим предметом). При этом необходимо очистить головки цилиндров и поршни от нагара, полость водяной рубашки – от засорения и отшлифовать клапаны.
Распределительный механизм и клапаны двигателя ЗМЗ-511 (ГАЗ-3307, 66)
Распредвал ЗМЗ-511 приводится в движение двумя шестернями: стальной на коленчатом валу и текстолитовой шестерней на распредвале.
Для правильного совмещения шестерен между собой при сборке необходимо совместить метку на шестерне распределительного вала с меткой 3 на шестерне коленчатого вала.
Пять подшипников распредвала ГАЗ-66, 3307 представляют собой запрессованные в блок биметаллические втулки.
Осевое перемещение распределительного вала ограничено упорным фланцем, который крепится к переднему концу блока двумя болтами.
Клапаны двигателя управляются от распределительного вала через толкатели, штоки и коромысла (рис. 3). Пружина клапана упирается в пластину 13, которая соединена с клапаном с помощью сухаря 12.
Механизм привода клапанов ЗМЗ-511 (ГАЗ-3307, 66) Рис. 3.
1 – отверстие для отвода масла; 2 – толкатель; 3 и 7 – конец стержня; 4 – штанга; 5 – клапан; 6 – направляющая втулка; 8 – штанга; 9 – контргайка; 10 – регулировочный винт; 11 – ось коромысел; 12 – сухарики; 13 – пластина; 14 – пружина; 15 – шайба опорная
Зазор между коромыслом и клапаном двигателя должен составлять 0,25–0,30 мм как для впускных, так и для выпускных клапанов при холодном двигателе (при температуре 15–20 ° C).
При горячем двигателе из-за неравномерной температуры различных деталей зазор может незначительно увеличиваться по сравнению с установленным.
Поэтому на некоторых режимах работы двигателя ЗМЗ-511 иногда слышно биение клапанов, которое со временем может исчезнуть или появиться снова. Такой низкоэмиссионный стук не опасен, и в этом случае не следует уменьшать зазор между клапаном и коромыслом.
Если на горячем двигателе постоянно слышен стук клапана, который чаще всего наблюдается в клапанах, расположенных по краям головок, то в этом случае допускается уменьшение зазора для этих клапанов, чтобы при на холодном двигателе он составляет 0,1-5-0,20 мм.
Регулировка расстояния между коромыслом и клапаном двигателя ЗМЗ-511 (ГАЗ-3307, 66)
– Снимите крышки коромысел.
– Снимите свечу зажигания с первого цилиндра.
– Поместите поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ) такта сжатия, для этого закройте пальцем отверстие для свечи зажигания первого цилиндра, проверните коленчатый вал пусковым кривошипом до поступления воздуха начинает вырываться из-под пальца. Это произойдет в начале такта сжатия в первом цилиндре.
– Осторожно провернуть коленчатый вал ГАЗ-3307, 66 до совпадения указателя на картере сцепления с выбитым в маховике шариком. Когда поршень первого цилиндра находится в vm такта сжатия, впускной и выпускной клапаны полностью закрыты.
– Проверить расстояние толщиномером: расстояние между коромыслом и клапаном должно составлять 0,25-0,30 мм при холодном двигателе (15-20 ° С.
допускается уменьшение зазора до 0,15-0,20 мм для клапанов ЗМЗ-511, расположенных по краям головок: первая в восьмом впуске, четвертая и пятая выпускная.
При необходимости отрегулируйте расстояние в следующей последовательности:
– ослабьте контргайку регулировочного винта;
– поворотом регулировочного винта отрегулируйте расстояние на щупе;
– Затяните контргайку регулировочного винта и снова проверьте зазор.
Проверить и при необходимости отрегулировать зазор клапанов остальных цилиндров ГАЗ-3307, 66 в последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров (1-5-4-2-6-3-7-8), поворачивая коленчатый вал при переходе от одного цилиндра к другому на 90°.
Заменить крышки коромысел. Вкрутите свечу зажигания первого цилиндра.
Двигатели ЗМЗ В8 – много лет выпускаются Заволжским моторным заводом. Эти силовые агрегаты стали классикой отечественного автопрома и эталоном советских двигателей. Технические характеристики двигателей довольно просты, а обслуживание и ремонт просты.
Легковые двигатели с маркировкой V8 от ЗМЗ
Легковой двигатель ЗМЗ V8 устанавливался только на автомобили «Чайка» с маркировкой ГАЗ-13 и ГАЗ 14. Повышенные технические характеристики позволили машине быстро разгоняться.
Единственный недостаток этих силовых агрегатов – повышенный расход топлива.
Технические характеристики ЗМЗ 13:
Имя | Характерная черта |
Завод-производитель | ГАЗ |
Марка двигателя | ЗМЗ |
Шаблон | 13 |
Объем | 5,5 литров (5526 куб. См.) |
Количество цилиндров | восемь |
Конфигурация | В |
Количество клапанов | 16 |
Охлаждение | Жидкость |
Власть | 195 л.с |
Блок и голова, версия | Алюминиевые втулки, мокрый чугун |
Порядок цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Топливо | АИ-93 |
Стандартный диаметр поршня | 100 мм |
Ход поршня | 88 мм |
Питание | Карбюратор К-113, К-114 |
Технические характеристики ЗМЗ 13Д:
Имя | Характерная черта |
Завод-производитель | ГАЗ |
Марка двигателя | ЗМЗ |
Шаблон | 13D |
Объем | 5,5 литров (5526 куб. См.) |
Количество цилиндров | восемь |
Конфигурация | В |
Количество клапанов | 16 |
Охлаждение | Жидкость |
Власть | 215 л.с |
Блок и голова, версия | Алюминиевые втулки, мокрый чугун |
Порядок цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Топливо | Октан 100 |
Стандартный диаметр поршня | 100 мм |
Ход поршня | 88 мм |
Питание | Карбюратор К-113, К-114 |
Технические характеристики ЗМЗ 14:
Имя | Характерная черта |
Завод-производитель | ГАЗ |
Марка двигателя | ЗМЗ |
Шаблон | 13D |
Объем | 5,5 литров (5526 куб. См.) |
Количество цилиндров | восемь |
Конфигурация | В |
Количество клапанов | 16 |
Охлаждение | Жидкость |
Власть | 220 л.с |
Блок и голова, версия | Алюминий |
Порядок цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Топливо | АИ-95 |
Стандартный диаметр поршня | 100 мм |
Ход поршня | 88 мм |
Питание | Карбюратор К-113, К-114 |
Единственная разница между двигателем – это используемое топливо и количество мощности.
Грузовые двигатели с маркировкой V8 от ЗМЗ
Первый представитель и легенда 8-цилиндрового двигателя от ЗМЗ – 511-й или ГАЗ-53. По конструкции он аналогичен двигателю 402. Эти силовые агрегаты устанавливались на легендарные грузовики ГАЗ 53.
Технические характеристики ЗМЗ 511/513:
Имя | Характерная черта |
Завод-производитель | ГАЗ |
Марка двигателя | ЗМЗ |
Шаблон | 53, 511 |
Объем | 4,3 литра (4250 куб. См.) |
Количество цилиндров | восемь |
Конфигурация | В |
Количество клапанов | 16 |
Охлаждение | Жидкость |
Власть | 115 л.с |
Блок и голова, версия | алюминий |
Порядок цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Топливо | А-76, А-80, Газ |
Стандартный диаметр поршня | 92 мм |
Ход поршня | 80 мм |
Питание | Карбюратор К-126, К-126Б, К-126М |
Помимо 53-й модели, двигатель широко применялся на не менее известных моделях, таких как 66-я Газон, ГАЗ 3307, а также для самостоятельной установки и ЗИЛ-130. Это силовой агрегат V-образной формы, который имеет некоторые характерные отличия: специфический поддон, большой воздушный и масляный фильтр. Его аналог 513 отличается только массой более 275 кг.
Последним представителем бензиновых силовых агрегатов производства ЗМЗ становится двигатель с маркировкой 523, предназначенный для установки на грузовые автомобили ГАЗ-3307 и автобусы ПАЗ. Это 8-цилиндровый V-образный двигатель с улучшенными техническими характеристиками.
Левая и правая головки цилиндров идентичны, они имеют сильно турбулентные камеры сгорания и ввинчиваемые впускные клапаны.
Сам двигатель экономичен и, благодаря простой конструкции, неприхотлив в обслуживании. Но, из-за большого расхода топлива, считается, что этот двигатель морально устарел, так как из-за дороговизны ГСМ его эксплуатация экономически нецелесообразна.
Система зажигания играет важную роль в двигателе внутреннего сгорания. Своевременность и мощность искрообразования и качественное сгорание топливно-топливной смеси зависят от бесперебойной работы СЗ. Как выставить правильный порядок стрельбы на ГАЗ-53, как устроена сама система, каковы ее основные недостатки – говорится в этой статье.
Устройство системы зажигания ГАЗ-53
Возможные неисправности СЗ: признаки и причины
Инструкция по настройке зажигания
Видео «Настройка зажигания лампочкой»
Комментарии и отзывы
Устройство системы зажигания ГАЗ-53
Для ремонта и регулировки СЗ на ГАЗ-53 нужно знать, как он устроен.
Эти грузовики оснащены бесконтактной СЗ, состоящей из следующих компонентов:
- источник питания – аккумулятор;
- выключатель;
- провода;
- дополнительное реле;
- катушка;
- выключатель-распределитель;
- текущий индикатор;
- элемент сопротивления;
- замок зажигания (выключатель).
Зная устройство СЗ, схему подключения ЗЗ и других его компонентов, а также функции, которые выполняет каждый элемент, можно определить неисправности по признакам и устранить их причину. Всех членов СЗ можно разделить на группы в зависимости от выполняемой деятельности.
Для нормальной работы ДВС должны быть соблюдены следующие условия:
- мощная искра;
- соответствие между образованием искры и работой силового агрегата;
- отсутствие зазоров в образовании искры.
Вся электронная система зажигания состоит из двух цепей: первичной и вторичной.
Первичный включает в себя следующие элементы:
- Батарея с многополюсными кабелями большого сечения;
- выключатель, подающий питание на схему;
- первичная обмотка;
- выключатель распределителя, расположенный в распределителе;
- коммутационное устройство, обеспечивающее стабильность работы;
- сопротивление, необходимое для хорошего запуска двигателя и выхлопа при коротком замыкании, исключая его перегрев.
Вторичный контур включает:
- распределитель;
- провода электропитания высокого напряжения;
- свечи.
При включении первичной цепи в выключателе создается магнитное поле. Вращения распределителя в этой точке прерывают ток, что приводит к исчезновению магнитного поля. В этот момент на вторичной обмотке появляется сигнал, который идет на цилиндры.
Успех искры обеспечивается стабильной работой двигателя и появлением на электродах достаточного напряжения. На мощность искры влияют размер промежутков между электродами и величина входного напряжения.
При слабой искре или ее отсутствии увеличивается расход топлива, снижается мощность двигателя.
Возможные неисправности СЗ: признаки и причины
Неисправности в СЗ сказываются на мощности силового агрегата, снижается и экономный расход топлива.
Можно назвать следующие причины нестабильной работы СЗ на ГАЗ-53:
- Перегрев или отказ выключателя. Когда переключатель перегревается, искра гаснет, и двигатель не запускается. Запуск двигателя становится возможным только после того, как он остынет и появится искра. Катушка также подвержена перегреву.
- Обрыв высоковольтных кабелей. Это происходит, если нить недостаточно плотно удерживается в крышке дозатора – двигатель будет работать нестабильно, с перебоями. В темно-синем цвете заметен обрыв нитей – проскальзывают синие искры.
- Обгорела крышка переключателя распределителя. Неисправность можно обнаружить при визуальном осмотре. Возможен ожог в месте установки уголка с пружиной. Крышка не должна иметь дефектов, в ней не должно быть отверстий и трещин.
- Могут гореть контакты бегунка трамблера.
- Поломка свечей.
Если диафрагма создает зазоры на регуляторе вакуума распределителя, наблюдается падение мощности двигателя. Также при резком ускорении силовой агрегат задохнется и может перегреться. Распределитель выходит из строя редко, очень часто причина его поломки – износ из-за исчерпанного ресурса.
Инструкция по настройке зажигания
Причиной перегрева двигателя и снижения его мощности может стать позднее зажигание. Это может проявиться во впускном коллекторе. Поэтому нужно знать, как правильно установить зажигание (видео от Наиля Порошина).
Установка осуществляется по тегам следующим образом:
- Сначала необходимо установить поршень первого цилиндра в ВМТ и совместить метку индикатора установки с меткой на шкиве коленчатого вала.
- Затем коленчатый вал необходимо повернуть против часовой стрелки, пока 9 опасностей на указателе не совпадут с меткой на его шкиве.
- Затем необходимо ослабить болт верхней корректирующей пластины, благодаря которому она крепится к переключателю.
- Далее нужно один управляющий провод подключить к корпусу (массе), а второй – к клемме переключателя. После включения зажигания переключатель следует медленно поворачивать до включения ручки. Это говорит о том, что контакты начали открываться.
- Теперь нужно затянуть болт крепления переключателя и установить крышку и ротор. В зоне, противоположной той, на которой установлена пластина ротора, необходимо подключить высоковольтный кабель к свече зажигания 1-го цилиндра. Остальные провода подключаются к контактам цилиндров в том порядке, в котором они работают: 1-5-4-2-6-3-7-8.
необходимо точно установить момент зажигания ГАЗ-53, так как при отклонениях мощность двигателя уменьшается, а расход топлива увеличивается. Кроме того, возможно возгорание клапанов, поршней, отказов прокладок ГБЦ и других неисправностей, связанных с детонацией.
Таким образом, окончательная регулировка выполняется при работающем двигателе, который нагревается до температуры охлаждающей жидкости от 80 до 90 градусов. При работе двигателя на холостом ходу ослабьте крепеж распределителя ключом на «10», чтобы его можно было повернуть. Слегка повернув распределитель против часовой стрелки, затяните крепежный болт.
При нажатии на газ работает трансмиссия. Если вы слышите «звон пальцев», т. Е. Произошла детонация, поверните распределитель по часовой стрелке в обратном направлении. Методом проб и ошибок выставили нужный угол продвижения.
Проверка проводится на движущемся транспортном средстве. При стабильной работе силового агрегата регулировка отпадает.
Иногда трамблер доводится до крайнего положения, но регулировки не хватает. В этом случае необходимо проверить положение распределителя трансмиссии относительно двигателя.
Проверка выполняется на неработающем двигателе:
- Сначала метки ставятся на шкив переднего коленчатого вала. Они должны совпадать на 1-м и 6-м цилиндрах. Чтобы не ошибиться, лучше снять клапанную крышку с первых 4-х цилиндров и проверить клапаны. При правильном положении следы клапана в 1-м цилиндре будут свободными.
- После снятия трамблера проверим, как установлен агрегат. Если он параллелен двигателю, его необходимо заменить или отремонтировать; регулировка в этом случае не поможет.
- Если положение привода неправильное, необходимо открутить фиксирующую гайку и снять деталь.
- После того, как агрегат будет полностью установлен на свое место, необходимо проверить, чтобы паз для распределителя был параллелен ДВС (по ходу движения автомобиля) и небольшой участок втулки на распределителе был обращен в сторону 4-й и 8-й цилиндры (в сторону пилота)… Опытным путем необходимо получить правильное положение срабатывания клапана.
Заключение
Зажигание необходимо регулировать до появления лишь небольшого стука при значительной нагрузке на силовой агрегат двигателя. Если выставлено раннее зажигание, это грозит поломкой прокладки ГБЦ и прогоранием клапанов и поршней. Если искра вспыхнет позже, увеличивается расход топлива и двигатель может перегреться. Точная настройка выполняется с помощью стробоскопа.
Видео «Настройка зажигания по лампочке»
Как поставить зажигание на лампочку, демонстрирует следующее видео (автор видео – Наиль Порошин).
