Многие владельцы автомобилей ВАЗ 21099 с инжектором хотят установить на свои автомобили бортовой компьютер (БК). Это желание понятно, ведь такой прибор не только предоставляет информацию о расходе топлива, путевой скорости, пробеге и оборотах коленчатого вала, но и проводит диагностику важных систем автомобиля в режиме реального времени.
Это, в свою очередь, позволяет выявлять неисправности двигателя, электроники и дополнительных устройств по мере их возникновения. Это значительно облегчает жизнь автомобилистам, так как появляется возможность прогнозировать серьезные поломки автомобилей, а внеплановый ремонт автомобилей практически исключен. Возможна установка бортового компьютера на ВАЗ 2108-99 без помощи специалистов. Для этого вам понадобятся некоторые знания в области электротехники и немного свободного времени.
Выбор бортового компьютера
На рынке представлено множество электронных устройств, которые якобы можно установить на автомобили из семейства Lada Samara. Они производятся в разных странах, встречаются в разных ценовых сегментах и во многом отличаются. Игнорируйте советы продавцов.
В первую очередь, бортовой компьютер ВАЗ 21099 должен быть совместим с протоколами электронного блока управления (ЭБУ), установленного на вашем автомобиле. Поэтому заранее узнайте, какой у вас компьютер, а затем подойдите к компьютеру. Выбирая бортовой компьютер для Ваз Спутник – Самара, обратите внимание на следующие параметры.
- Напряжение питания: важно, чтобы устройство работало при напряжении ниже 10 и выше 14 вольт.
- Бит процессора – требуется, чтобы на компьютере был 32-разрядный процессор. 16-битный процессор может не угнаться за ситуацией.
- Среднее потребление тока: чтобы не увеличивать нагрузку на генератор, необходимо, чтобы прибор в рабочем режиме потреблял не более 0,5 А. И чтобы не разряжать аккумулятор, необходимо, чтобы в режиме ожидания устройство потребляло не более 0,04 А.
- Рабочая температура окружающей среды: для умеренных широт минимальная температура должна быть -20… -25 ° С, максимальная до +45 ° С.
- Осмотрительность в предоставлении информации: определяет допуски при отображении информации. Если дискретность на индикаторе расхода топлива составляет 0,1 л, дисплей будет округлен до этого значения (при израсходовании 0,16 л топлива дисплей покажет расход 0,2 л).
- Наличие или отсутствие синтезатора речи. Преимущество синтезатора речи в том, что он сообщает об обнаруженных недостатках. Это позволяет точно замечать любые неисправности во время движения, потому что в интенсивном процессе вождения сложно смотреть на экран БК.
Среди представленных на рынке брендов бортовых компьютеров специалисты рекомендуют устройства марок «Штат» и «Мультитроникс». Они гарантированно подходят для автомобилей Lada. Выбор модели устройства зависит от модели автомобиля и бюджета владельца.
Цены варьируются от 1500 рублей за устройство без синтезатора речи и с маленьким черно-белым дисплеем до 4000 рублей за БК с полным набором опций. При этом покупать эти устройства лучше в интернет-магазинах, так как их цена в 2 раза ниже рыночной.
Установка и настройка устройства
После покупки нужно установить компьютер на ВАЗ 21099. Это несложно сделать, если в вашей машине высокий или европанель. Эти приборные панели имеют специальные сиденья BC на центральной консоли, которые закрыты крышками. Установка бортового компьютера мы рассмотрим на примере установки устройства Multitronics C340 на автомобиль ВАЗ 21099 с высокой передней панелью. Процедура.
- Сначала отсоедините клемму «-» от аккумулятора.
- Затем снимите крышку на передней панели.
- Далее ищем блок для диагностики: в автомобилях с высокой панелью он находится под торпедой, сбоку от переднего пассажира.
- Вставляем штифт длинного одинарного белого провода в разъем «М» диагностического блока. Вставляем противоположный конец этого провода в разъем «2» переходного блока, входящего в комплект устройства.
- Если в автомобиле есть блокировка иммобилайзера, но само устройство отсутствует, то между контактами 9 и 18 иммобилайзера необходимо установить перемычку.
- Соединяем разъем синего провода «6» блока адаптера с проводкой лампы прикуривателя.
- Подключаем один конец зеленого провода к разъему «8» блока адаптера, а другой конец к 11-му выводу белого 13-контактного блока комбинации приборов.
- Соединяем 4-х контактную клеммную колодку комплекта БК с ответной частью, находящейся в центральной консоли, рядом с розеткой аудиосистемы.
- Далее подключаем блок адаптера к 4-контактному блоку, как показано на схеме.
- Вставляем корпус устройства на его место. На этом все, компьютер установлен на ВАЗ 21099, осталось проверить, работает ли.
Ваш компьютер должен быть готов к работе в течение нескольких секунд после установки. Об этом будет свидетельствовать включение дисплея. Затем устройство должно перейти в режим ожидания. Не забудьте поставить отрицательную клемму на аккумулятор перед тестированием устройства!
После запуска двигателя ЭБУ форсунок ВАЗ 21099 должен автоматически определить протокол ЭБУ. Если этого не произошло, нужно выключить зажигание и выбрать его вручную. Далее необходимо перезапустить двигатель и проверить правильность следующих параметров:
- температура двигателя;
- частота вращения коленчатого вала;
- положение дроссельной заслонки;
- мгновенный расход топлива.
Эти параметры должны изменяться в сторону увеличения при нажатии педали акселератора.
Описание
Сшедший с конвейера ВАЗ-2109 никогда не имел обычного бортового компьютера. Благо есть модели BC, разработанные специально для этой известной марки. Это, например, БК-10 и БК-36 фирмы «Штат”.
бортовой компьютер ваз 2109 карбюратор, бортовой компьютер ваз 21093 карбюратор, бортовой компьютер на ваз 2109, бортовой компьютер ваз 2109 инжектор, бортовой компьютер статус ваз 2109, бортовой компьютер установка ваз 2109
Первые автомобили ВАЗ 2109 появились в 1987 году и прожили на конвейере до 2011 года. Уже в 1990 году появилась модификация ВАЗ 21093, которая, в первую очередь, отличалась повышенной мощностью и улучшенным дизайном.
В том же 1990 году появилась полноценная модель ВАЗ 21099, с кузовом седан длиннее на 20 сантиметров. Кроме того, автомобили имеют собственную отделку радиатора, немного видоизменены капот и передние крылья, а в салоне автомобиля появилась новая панель со спидометром. Со временем эти изменения перекочевали на всю самарскую семью”.
В практичном салоне все будет так: низкая приборная панель, передние сиденья с подголовниками, при этом предусмотрена регулировка ремней безопасности по высоте. В новой модели есть «высокая» приборная панель, улучшенные сиденья и внутреннее убранство дверей, что придает им классный вид. Задние сиденья «девятки» складываются, превращая автомобиль в грузовой автомобиль.
Комплект «Люкс» оборудован тахометром и бортовым компьютером, также предусмотрены противоугонная система, электрические дверные замки и электрические стеклоподъемники. Примечательно, что система управления напоминает отстегнутый ремень безопасности, открытую дверь, брошенный ключ зажигания и даже работу некоторых отдельных узлов автомобиля ВАЗ 2109.
Сначала на базовую модель «Самара» устанавливали карбюраторный двигатель объемом 1,3 литра мощностью 65 л.с. С 1997 года более современная модель ВАЗ 21093 оснащается двигателями объемом 1,5 литра мощностью 72 лошадиные силы.
Лада Самара – современный автомобиль, идеально подходящий для «семейного автокресла”.
Приветствую всех, кто следит за моим БЖ. Основная тема этого поста – установка бортового компьютера (далее БК). Но сначала немного предыстории. Собственно потому, что мне это было нужно. Все началось в тот неудачный день, когда я решил перейти с карбюратора на инжектор. Решение, на мой взгляд, вполне оправданное, ведь потенциал инжектора намного выше, чем у карбюратора. Например, все современные турбины и компрессоры устанавливаются только на инжектор. Настроить наш домашний карбюратор на правильную работу с системой наддува считается практически невыполнимой задачей – не хватает диапазона регулировки.
В процессе покупки запчастей для перехода на форсунку был куплен контроллер, в том числе январь 5.1.1 2111-1411020-71 (который без кислородного датчика в выхлопе) вместе со всей проводкой. Все приобрел на авторынке Фучика (кто живет в Питере, знает это жаркое место). Все было дешево, килограммов 10 на все. Все запчасти новые, внешний вид вполне рыночный.
Процесс переоборудования инжектора занял некоторое время. Любой, кто это делал, знает, что это довольно мрачное занятие. Соединив все разъемы и затянув все гайки, машина неожиданно завелась сразу после поворота ключа зажигания. Компрессор Stagecoach с максимальным избыточным давлением 0,3 бар был немедленно установлен вместе с инжектором. Вот оно, чувак.
Но я недолго был счастлив. Примерно через 10 минут нормальной работы (видимо, прогрев закончился и обороты упали) Чек загорелся и двигатель начал утроиться. Хотя машина была неплохой по сравнению с карбюратором. Мощность увеличилась. Сначала было даже страшно. Но жгучий шах и низкие тройни не давали мне передышки.
Сначала подумал, что инжектор не работает с наддувом. Для проверки отсоединил воздушный шланг компрессора и завел двигатель. Ситуация не изменилась: Чек снова загорелся и снова побежал рысью. Кстати, забавно было попробовать рукой заткнуть патрубок, откуда воздух выходит из компрессора. Воздушный поток настолько силен, что невозможно опереться на руку. И это как минимум при довольно слабом нагнетателе сопротивления. Представьте, что давление в турбонагнетателе превышает 1,5 бар. Руки туда лучше держать подальше – порвется.
Потом проверил свечи. Со свечами все в порядке – недавно установил новые. Теперь стало ясно, что дело, скорее всего, где-то в проводке, датчиках или мозге. Чтобы определить местонахождение проблемы, вам необходимо установить BC, который может считывать коды ошибок или, что еще лучше, расшифровывать их. У меня был один: ПЕРСОНАЛ 115х42М. Но теперь проблема в том, что его надо куда-то положить. В конце концов, я не предусмотрел место в центральной консоли для установки БК.
Где его атаковать? Долго думал и тестировал в разных частях салона. В конце концов я рассуждал так. БК – вещь хоть и крайне полезная, но не жизненно необходимая. В том смысле, что нет необходимости постоянно на это смотреть. В основном он используется для диагностики (ошибки чтения) и мониторинга различных вспомогательных параметров, таких как средний расход топлива за поездку, процент открытия дроссельной заслонки и т.д. Все самые основные параметры движения всегда у вас перед глазами на главной приборной панели. Так что я решил положить куртку за спину в потолок.
Для установки необходим подиум. Без проблем. Изготовлен подиум все из того же стеклопластика. О технологии изготовления изделий из стеклопластика я уже рассказывал в одной из своих предыдущих записей. В этом случае все полностью аналогично. Нам нужна модель, которую потом можно покрыть стекловолокном и промыть эпоксидной смолой. В качестве модели я использовала саму куртку, завернутую в пленку и закрепленную в желаемом положении на ровной горизонтальной поверхности, + несколько кусков картона и скотч.
Три слоя стекловолокна с эпоксидной смолой придают изделию прочность в железобетоне. После выпиливания всех необходимых отверстий для индикатора, кнопок и лампочек, заливки нескольких слоев грунтовки черного цвета (чтобы цвет был матовым) вот и результат.
На лицевую панель я добавил два тумблера: цепь зажигания и цепь основного питания. На случай, если. Параллельно с установкой БК выполнил аккуратную акустическую и антивибрационную изоляцию потолка – приклеил слой StP Bimast Bomb + слой пористого материала на клеевую основу (название не помню).
И еще он перетянул обшивку потолка черным ковром. Кстати, при затяжке старую ткань лучше оторвать от подкладки. Это для тех, кто собирается сделать что-то подобное. У меня она (ткань потолочного покрытия) была такая грязная, что песок просто сыпался прямо в нее. Снимается обивка из салона довольно просто: нужно сложить пополам (ладно, не ломается и тогда складка легко расправляется) и ее легко вытащить через переднюю дверь.
В целом черный цвет в салоне автомобиля смотрится очень уместно. Другое дело, что, согласно исследованиям крупных автопроизводителей, черный цвет салона автомобиля увеличивает утомляемость водителя при длительных поездках. Поэтому во всех современных автомобилях интерьер обычно делают ярко-разноцветным.
Кроме того, я заклеил солнцезащитные козырьки черным ковром. Но это ерунда. В общем, все получилось неплохо.
С подключением проводов пришлось повозиться. Схему подключения контроллера 2111-1411020-71 я откопал в инете. Вот она. Может кому пригодится.
1. – форсунки;
2. – свечи зажигания;
3. – модуль зажигания;
4. – диагностический блок;
5. – контролер данных;
6. – замок соединен с проводкой панели приборов;
7. – главное реле;
8. – предохранитель главного реле;
9. – реле электровентилятора;
10. – предохранитель цепи питания контроллера;
11. – реле электрического топливного насоса;
12. – предохранитель цепи питания топливного насоса;
13. – массовый расходомер;
14. – датчик положения дроссельной заслонки;
15. – датчик температуры охлаждающей жидкости;
16. – регулятор минимума;
17. – датчик детонации;
18. – датчик положения коленвала;
19. – Блок управления APS;
20. – Индикатор состояния APS;
21. – датчик скорости;
22. – ТНВД с датчиком уровня топлива;
23. – замок подключен к проводке системы зажигания;
24. – комбинация приборов;
25. – реле зажигания;
26. – выключатель зажигания;
27. – монтажный блок;
28. – электровентилятор системы охлаждения;
А – к клемме «В +» генератора; Б – колодка, подключенная к колодке К проводки системы зажигания; С – колодка, подключенная к колодке L проводки системы зажигания; D – провод, подключенный к выключателю освещения салона; А – провод, подключенный к черному и белому проводам, отсоединенным от выключателя освещения салона; F – к клемме «+» аккумулятора; G1, G2 – точки заземления; К – колодка, подключенная к колодке Б передней разводки; L – колодка, подключенная к колодке С передней проводки;
Вот еще одна на всякий случай схема основной панели приборов ВАЗ 2109.
1 тахометр
2 Контрольная лампа освещения панели приборов
3 Индикатор температуры
4 Блок управления БСК (бортовая система мониторинга)
5 Указатель уровня топлива
6 Сигнальная лампа «ПРОВЕРИТЬ ДВИГАТЕЛЬ» для системы снижения токсичности
7 Сигнальная лампа дальнего света
8 Контрольная лампа габаритного огня
9 Сигнальная лампа заднего хода
10 Сигнальная лампа пристегнутого ремня безопасности
11 Контрольная лампа левых указателей поворота
12 Световой индикатор заряда аккумулятора
13 Контрольная лампа правого указателя поворота
14 Сигнальная лампа аварийного давления масла
15 Световой индикатор резерва топлива
16 Индикатор воздушной заслонки карбюратора
17 Контрольная лампа CHECK ENGINE для системы впрыска топлива
18 Контрольная лампа стояночного тормоза.
R1 – резистор 91 кОм; R2 – резистор 50 Ом, 5 Вт
Распиновка разъема BC указана в инструкции. Здесь ничего сложного.
В результате обновили потолок, установили БК. Запустим двигатель. БК успешно удовлетворяет включение зажигания. Включается панель управления. Зайдем в настройки диагностики БК. И мы видим две ошибки контроллера:
1. Ошибка P0327 – низкий уровень сигнала датчика детонации
2. Ошибка P0325 – обрыв цепи датчика детонации.
Что ж, теперь по крайней мере более-менее понятно, где искать проблему. В Интернете есть много разных страшных историй о датчиках сердцебиения российского производства. Пишут, что очень часто пустышки встречаются в продаже как датчик детонации, то есть просто пластиковые зазоры без пьезоэлемента внутри. Внешне проверить это никак невозможно. Поэтому решил перестраховаться и сразу купил фирменный датчик Bosch, который установлен на Волге. Вот оно, чувак.
Каталожный номер датчика – BOSCH 0261231046. Он полностью подходит к штатному датчику ВАЗ 2109.
Но, к сожалению, проблема не исчезла. Управление продолжает гореть, двигатель выходит из строя, а ошибки P0325 и P0327 продолжаются.
Следующим шагом была проверка проводки датчика детонации. Полностью отключил проводку и позвонил тестером. Все отлично. Но это тоже не помогло. Короче, теперь понятно. Проблема в контроллере. Потому что смотреть больше некуда. Я начал изучать информацию в Интернете. И вот что пишут по этому поводу. Обычно в стандартном контроллере 2111-1411020-71 Январь 5.1.1 за обработку сигнала датчика детонации отвечает микросхема HIP9010. Но, начиная с определенного момента, эта микросхема прервалась. Примерно с 2004 года в контроллер начали впаивать новую микруху HIP9011. По прошивке обе микросхемы несовместимы. То есть прошивка, которая работала с HIP9010, не может использоваться с HIP9011. Наоборот. Но с нами как всегда. Новое оборудование было выпущено, но новая прошивка не пришла вовремя. Поэтому несколько месяцев с конвейера сходили контроллеры новой аппаратной версии, но со старой прошивкой, которая не умеет обрабатывать сигнал датчика детонации. Судя по информации здесь www.chiptuner.ru/content/ser_j5, старая прошивка имеет маркировку J5V13L05 (канал детонации на микросхеме HIP9010), а новая – A5V13L05 (канал детонации на микросхеме HIP9011). Посмотрим, что у меня есть.
Судя по картонке, у меня прошивка A5V13L05. И год выпуска, а не 2004. Как старая прошивка J5V13L05 могла вписаться в новую аппаратную реализацию 2010 года? Видимо могли. Не поленился открутить корпус контроллера. Нашел микросхему HIP9011. Плата контроллера выглядит очень аккуратно, никаких следов ручного вмешательства. Все покрыто ровным слоем защитного лака. Одним словом, вид приятный.
Попытки самостоятельно перепрограммировать контроллер не увенчались успехом. Воспользовался советом отсюда www.drive2.ru/c/518631/
Все сделал ровно. Но контроллер вообще диагностической программой не определяется. Он наверное ставил какую-то защиту от перепрограммирования. Я слышал, что это случилось.
Короче последний аргумент – покупка нового контроллера. После долгих поисков нашел в питерском ББ подходящий контроллер. Был последний. Продавец взял прямо из окна. Внешний вид контроллера точно такой же, только цвет серебристый, а дата выпуска более новая – 2011 год. Но, что сильно напрягало, на корпусе контроллера явно прослеживались следы активного использования в виде характерных царапин. А отсутствие упаковки настораживало. Голографическая печать вырезана именно так, чтобы покупатель задумался о недавнем вскрытии корпуса. Но продавец клялся, что в случае чего деньги мне вернут по чеку без проблем.
Вернувшись домой, я отвинтил корпус, чтобы посмотреть, что внутри – стол еще больше растянулся. Явных следов сварки не было. Но защитный лак местами отклеился и свисал тряпками. Все это меня нервировало. Трясущимися руками ставлю этот контроллер на автомат. Поворачивая ключ… И вот, двигатель завелся и заработал ровно. Одиночки держатся идеально ровно. Чек больше никогда не приходил.
Вот как была решена моя проблема. Глупо: замена мозга.
Мораль этой истории такова: в России внешний вид не всегда соответствует содержанию.
PS: Давно не нравился плавный ход двигателя. Через месяц он поставил новую доработанную ГБЦ Formash 8V, распределительный вал Nuzhdin 10.63 и делительную передачу. Теперь управление выключено, но двигатель изо всех сил пытается заглохнуть на холостом ходу. Вам нужно включить разделительную шестерню и заставить ее мигать онлайн. Сам не знаю, как это делать, поэтому скоро пойду к опытным людям.
