Катушка зажигания Oka, обычно называемая «катушкой», является элементом системы зажигания автомобиля, основная функция которого – генерировать электрический импульс. Проще говоря, этот элемент генерирует высоковольтный разряд на свече зажигания от низковольтного разряда аккумулятора.
Катушка зажигания «Ока» – одно из слабых мест этой машины. Объясняется это не столько некачественной сборкой, сколько плохо продуманной конструкцией. Как известно, катушка зажигания глазка представляет собой двухискровую катушку и очень часто автомобилисты сталкиваются с такой неприятностью, когда автомобиль не заводится с первого раза. Этот позор можно объяснить тем, что высоковольтный разряд в искровых участках распределен случайным образом. Причина этой проблемы – отсутствие заземления внутри высоковольтной части.
Катушка зажигания автомобиля на глаз, из-за своего несовершенства очень часто становится причиной очень нежелательного и неприятного явления – громких стуков из автомобильного глушителя. Это связано с тем, что двухискровая система катушек становится причиной того, что рабочая смесь поступает в коллектор с хода поршня, а затем из камеры сгорания при открытых выпускных клапанах воспламеняется «неработающей» искрой. Предприимчивые автомобилисты пытались решить эту проблему разными способами: красили катушку, покрывали силиконом и всячески утепляли, но особых положительных результатов такие манипуляции не дали.
Катушка зажигания глаз далеко не радует водителей своим безупречным исполнением. Но выход из этой ситуации все же есть. Суть капремонта – установка двух катушек зажигания от ВАЗ 2108 вместо «родной» двойной свечи. Для этого следует подготовить:
1) Две новые катушки от ВАЗ2108
2) Переключатель с разъемом того же автомобиля
3) Изолента и провода
2) Катушка зажигания «Ока» будет работать намного лучше, если проделать следующие манипуляции. Сначала снимаем старую катушку зажигания. Далее прикручиваем с помощью саморезов две новые катушки на правом лонжероне. Второй переключатель нужно установить рядом с «родным» и хорошо закрепить (можно оба переключателя соединить на одном пине). Вы должны подключить переключатели параллельно. Единственный нюанс – необходимо проложить дополнительный провод к контакту (К) одной из катушек «ВАЗ» от второго переключателя. В результате мощность генерируемой искры значительно увеличивается, а конечный результат вас порадует. Свечи зажигания тоже нужно будет заменить, так как эти элементы потребуются как минимум с искровым разрядником (1мм.
ИСКРА ДУПЛЕТОМ
Быть катушкой зажигания непросто. Как правило, это один и много цилиндров.
Катушка должна взаимодействовать с распределителем высокого напряжения – она не может обслуживать все свечи зажигания в одиночку. Диспенсер чувствует свою важность и позволяет себе капризничать: то ползунок сломается, то уголь в крышке замерзнет. Несмотря ни на что, он отказывается работать в грязи, но боится влажной уборки. И если хозяин решит установить мощную систему зажигания, искровой разряд может просто пробить путь от катушки к свече зажигания, найдя более короткий путь к «массе».
Чтобы избавиться от скандального коллеги, катушка обзавелась вторым высоковольтным выводом (рис. 1). Но два контакта работают так же, как и его предшественник. Учтите, что одновременно появляются не два разряда, а один! Две синхронные искры в разных цилиндрах – это фактически один и тот же разряд, ток которого протекает через последовательно соединенные искровые промежутки свечей зажигания. В этом случае полезна только одна из упомянутых искр – чтобы понять это, обратитесь к рис. 2.
Выводы левой катушки зажигания подключены к свечам зажигания первого и четвертого цилиндров. При размыкании тока первичной обмотки катушки искровые промежутки обоих цилиндров выйдут из строя, однако выделяющаяся при этом энергия искрового разряда будет распределяться между ними по-разному. Его величина прямо пропорциональна давлению в цилиндре, поэтому первый цилиндр имеет большое преимущество перед четвертым, который напрямую связан с атмосферой. В результате первый цилиндр воспламенит рабочую смесь, а четвертый излишне рассеивает энергию, сравнимую по величине с потерями в искровых промежутках распределителя пониженной категории. После одного цикла картина изменится: выхлоп в четвертом цилиндре совпадет с окончанием цикла сжатия, а в первом цилиндре он будет неактивным. Вторая катушка одинаково управляет вторым и третьим цилиндрами.
Для обеспечения порядка работы катушек зажигания достаточно поочередно подключать их первичные обмотки к низковольтному источнику питания – такой способ распределения искровых разрядов называется бесконтактным или статическим. Именно так работают двухвыводные катушки на Оке или Волге с двигателем 406, а также на Самаре и Москвиче, оснащенных микропроцессорной системой зажигания.
Внешне двухпроводная катушка больше похожа на трансформатор ТВ-линии, чем на ее цилиндрическую предшественницу. Это связано с конструктивными причинами: трудно разместить две клеммы высокого напряжения в маслонаполненном металлическом корпусе, обеспечив для них надлежащее уплотнение. Катушки тока сухие, заполнены полимерными компаундами.
Купить катушку с двойным кабелем сегодня довольно просто – нам удалось получить пять разных экземпляров (фото 1-5). В общем, каждый должен уметь взаимодействовать с разной «электроникой»: от двухканальных переключателей типа 42.3734 до сложных систем управления впрыском и зажиганием типа МИКАС или АВТРОН. На «половинке» мотора в «Оке» «крутящий момент» катушки – нормальный выключатель типа 3620.3734.
Электрические параметры катушек приведены в таблице.
Поскольку параметры катушек No. 2-4 практически совпадают, по выходным характеристикам они взаимозаменяемы. По сравнению с ними катушки нет. 5 имеет более низкое значение индуктивности первичной обмотки и, следовательно, меньше энергии, запасенной для зажигания. В результате характеристики искрового разряда ухудшаются. Однако все пять катушек при испытании на стенде обеспечили бесперебойное зажигание, требуемое стандартом, и продемонстрировали кратковременную работу на искровом промежутке с расстоянием 12 мм. Однако мы рекомендуем нашим читателям в первую очередь катушки №2 и 3, а при их отсутствии – №1 и 4. Лучше всего обойти катушку №5.
Рис. 1. Катушки зажигания с одним и двумя выводами: практически идентичны, но совершенно разные. Начало и конец каждой из обмоток условно обозначают символами H и K. В двухполюсной катушке нет контакта между первичной и вторичной обмотками, а вторичная обмотка состоит из нескольких секций и расположена над первичной.
Рис. 2. Так работают две двухпроводные катушки зажигания в четырехтактном четырехцилиндровом двигателе. Моменты «полезных» искр условно обозначены красным цветом, а «неактивных» разрядов – синим.
1. Катушка 29.3705 – «бабушка» отечественных двухвинтовых катушек.
Производитель – ООО «МЗАТЭ». Когда-то он был предназначен для первых «восьми микропроцессоров». Давно снята с производства, но все же нашлась в продаже. Если вам нужно заменить, вы можете использовать 3012.3705 или 3022.3705, и лучше заменять обе катушки одновременно.
2. Катушка 3012.3705.
Производитель – ООО «МЗАТЭ». Разработанный для ВАЗ и ГАЗ, он может заменить «старый» 29.3705.
3. Катушка 3022.3705.
Производитель – ООО «МЗАТЭ». От 3012.3705 отличается наличием крепежных скоб, предназначенных для установки на автомобили АЗЛК-21412 в составе микропроцессорной системы зажигания.
Производитель – НПО “Молния” (Уфа). Поставляется на КамАЗ в комплекте с автомобилями «Ока». По сравнению с предыдущими, он сделан довольно плохо: бандаж из рубероида, литейный состав неоднороден, содержит пузырьковые включения и т.д. Параметры такой продукции вряд ли будут стабильными.
5. Катушка КЗ12-1.
Производитель не признан. Не понравился по всем параметрам – к недостаткам катушки КЗ-1 добавились нестандартные размеры выводов НН. Мы не можем рекомендовать его к использованию.
Уставшие от зазоров в зажигании трамблер приходилось устанавливать довольно часто. Сейчас УОЗ достаточно большой. Я отрегулировал зажигание на слух и на глаз и в соответствии с книгой Де Хаммиля «Как установить и изменить системы зажигания». Нитки не раз меняли на силиконовые. Больше всего мне понравились кабели Tesla, они до сих пор в машине. На форумах обнаружил, что ставят катушки от восьмерки и радуются жизни. Поэтому я решился на такую замену.
Купил сухую катушку ВАЗ 2108. Давным-давно заказал на Daihatsu центральный провод от катушки до трамблера, но ошибся и провод пришел не по тому. Я не злился и потому, что знал, что это пригодится в будущем.
Для начала приведу цифры.
Сопротивление обмотки катушки:
– ВАЗ 4.4кОм
– Китай (родной) 6,82 кОм
Центр проводов сопротивления:
– Bosch (силикон) 7,8кОм
– Китай (радный) 80кОм
– Тесла (силикон) 5,7 кОм (оказалось слишком коротким).
Единственная загвоздка была в поисках разъема для изготовления переходника на катушку ВАЗ. Резать провода не хотелось и пришлось сделать так, чтобы в любой момент можно было вернуться к заводскому дизайну. Нужен был аналог разъема инжектора, а в магазинах на меня смотрели глазами за 500 долларов и я не мог понять, что это за разъем. Спасибо продавцам одного из японских магазинов автозапчастей. Мне подсказали сделать такой разъем с дохлым инжектором. Так я и сделал…
Разъем-донор:
