- Система облегчения пуска холодного двигателя
- Проверка работоспособности ЭФУ
- Предпусковой подогреватель модели 15.8106
- Технические характеристики предпускового подогревателя
- Работа предпускового подогревателя
- Как работает
- Неисправности и их устранение
- Коды ошибок
- Почему не запускается
- Как включить
- Ремонт
- Как установить
Система облегчения пуска холодного двигателя
В холодное время года запуск двигателя осуществляется при помощи ЭлектроФакельного Устройства или предпускового подогревателя. В таблице указаны предельные температуры для надежного запуска холодного двигателя и время подготовки двигателя к принятию нагрузки при этой температуре.
Электрофакельное устройство ЭФУ (EFU) служит для облегчения запуска двигателя при температуре окружающей среды от минус 5 до минус 20 ° C.
Параметры | Без использования EPH | С использованием EPH | С подогревателем |
Предельная температура надежного пуска, ° С, не выше | минус 10 | минус 22 | минус 45 |
время подготовки двигателя к приему нагрузки, мин, не более | восемь | 10 | 36 |
Вязкость (марка) моторного масла, мм / с, (сСт) | 4000 | 6000 | зимний, кл.8 ГОСТ 17479.1-85 |
Топливо по ГОСТ 305-82 | дизель «З» минус 35 | дизель «З» минус 45 | дизель “А” |
Проверка работоспособности ЭФУ
- Проверьте работоспособность сигнальной лампы EFU на приборной панели в салоне (см. Рис. Приборная панель), нажав кнопку управления.
- Определите время от момента включения ESP до включения управления лампой. Для первого включения ESP необходимо:
– при положительной температуре воздуха – 50..70 с;
– при отрицательных температурах воздуха – 70-110 с.
При повторной активации ESP время до включения сигнальной лампы сокращается. - Проверить наличие пламени во впускных каналах наощупь, нагревая коллекторы возле свечей зажигания. Если одна из свечей зажигания выходит из строя, EFU не работает.
Предпусковой подогреватель модели 15.8106
Подогреватель модели 15.8106 предназначен для прогрева холодного двигателя и автоматического поддержания теплового состояния двигателя и кабины независимо от работы дизельного двигателя.
Обогреватель работает при температуре окружающей среды от минус 50 ° С до плюс 65 ° С при относительной влажности до 80% при температуре 15 ° С.
Требования безопасности:
- При использовании предпускового подогревателя помните, что нарушение правил эксплуатации подогревателя или его неисправность может стать причиной возгорания.
- категорически запрещается использовать отопитель при пустой системе охлаждения двигателя.
- запрещается включать обогреватель без топлива.
- запрещается выключать подогреватель до окончания цикла продувки, прерывая цепь двигателя вентилятора.
- Не открывайте горелку во время работы нагревателя.
- Горелку можно открыть только после отключения питания подогревателя и в конце цикла продувки, о чем свидетельствует остановка двигателей насоса и вентилятора. При закрытии горелки гайки на рым-болтах должны быть надежно затянуты.
- Если вы часто ездите по грязным дорогам, регулярно очищайте воздуховоды для горения и выхлопные трубы. Летом рекомендуется закрывать систему забора воздуха.
- Подогреватель необходимо выключать на заправочных станциях автомобиля.
- При проведении электросварочных работ на автомобиле необходимо отключить шестиконтактный разъем на блоке управления отопителем (для защиты электронного блока управления).
- «Минус» источника питания подогревателя должен быть подключен непосредственно к отрицательной клемме аккумулятора, а не через переключатель «масса”.
- запрещается эксплуатировать обогреватель с неисправностями, создающими опасность возгорания.
- Автомобиль, оборудованный обогревателем, должен иметь огнетушитель.
- запрещается эксплуатировать обогреватель в закрытых и непроветриваемых помещениях.
- По окончании работы закройте топливный кран.
Технические характеристики предпускового подогревателя
Шаблон | 15.8106-01 |
Тепловая мощность кВт (ккал / ч) | 11,6 (10 000) |
Топливо | дизель |
Расход топлива, кг / час | 1,25 |
Номинальное напряжение, В | 24 |
Рабочее напряжение, В | 20-30 |
Энергопотребление (без насоса), Вт | 70 |
Электрический циркуляционный насос | форма 35.3730 |
Производительность насоса при противодавлении 0,015 МПа, л / ч, не менее | 1600 |
Номинальное напряжение, В | 24 |
Потребляемая мощность, Вт, не более | 46 |
ТЭН установлен на передней поперечине рамы и состоит из теплообменника 19 (рис. Предпусковой подогреватель) и навесной горелки.
Теплообменник сварен с «рубашкой», внутри которой циркулирует нагретая жидкость – теплоноситель. Внутри теплообменника находится камера сгорания с завихрителем 20. На внешней трубе теплообменника приварены трубы 24, 25 для входа и выхода нагретой жидкости, труба 23 для выхода выхлопных газов.
На теплообменнике под кожухом установлен термопредохранитель 29 и датчики 30 и 31 температуры, контролирующие температуру жидкости в системе отопления и в салоне автомобиля.
Датчик 30 контролирует температуру жидкости от (48 ± 5) ° до (70 ± 3) ° С, датчик 31 – от (40 ± 3) ° С до (30 ± 5) ° С (поддерживает тепловой режим в салоне автомобиля).
Термопредохранитель отключает ТЭН при достижении предельно допустимой температуры жидкости в теплообменнике (103 ± 5) ° С (при выходе из строя датчика 30 вода в системе отсутствует и т.д.).
Горелка состоит из вентилятора 5, топливного насоса 8, форсунки 11, электромагнитного клапана 9, индикатора пламени 15 и двух запальных электродов 12. Горелка служит для создания факела и обеспечения необходимого теплового режима полуобогрева.
Вентилятор с пластиковой крыльчаткой и 2 двигателями постоянного тока предназначен для создания воздушного потока.
8-ступенчатый топливный насос предназначен для подачи топлива в форсунку под давлением. Насос приводится в действие электродвигателем 2 через зубчатую передачу 7. Сопло 11 распыляет подаваемое топливо. Для повышения надежности форсунки перед краскопультом установлен фильтр из спеченной бронзы.
Электромагнитный клапан 9 регулирует подачу топлива от топливного насоса к форсунке по команде блока управления в соответствии с режимами работы подогревателя.
Индикатор пламени 15 устанавливается на диске 16 в непосредственной близости от сопла и пламени и посылает команды на источник высокого напряжения, включая и выключая его.
Два поджигающих электрода 12 расположены перед соплом и обеспечивают зажигание подогревателя за счет искры между ними, которая образуется при подаче высокого напряжения от источника 28 питания.
Горелка крепится к теплообменнику с помощью шарнирных болтов и обеспечивает доступ к его элементам во время установки и обслуживания. Горелка защищена пластиковым кожухом, на котором закреплены источник высокого напряжения 28 и всасывающий патрубок 3 для забора воздуха.
Установка электродов розжига осуществляется по модели, как показано на рис. Установка электродов розжига по шаблону .
Циркуляционный насос установлен на передней поперечине и предназначен для прокачки охлаждающей жидкости через отопитель.
Схема подключения отопителя к системе охлаждения двигателя и обогрева кабины (см. Рисунок) позволяет оптимально использовать тепловую энергию отопителя за счет создания различных контуров циркуляции охлаждающей жидкости.
При работающем подогревателе топливо подается насосом под давлением в форсунку. Лишнее топливо из топливного насоса стекает обратно в бак отопителя. Схема подачи топлива к ТЭНу показана на рисунке.
Работа предпускового подогревателя
Схема управления электронагревателем представлена на одноименном рисунке.
Датчик температуры, установленный на теплообменнике, используется для регулирования температуры жидкости в системе.
Электронный таймер используется для управления работой нагревателя.
На передней панели таймера расположены:
- элементы управления таймером – кнопки «сброс», «прогрев», «таймер», «минуты», «часы», «индикация”;
- цифровое табло;
- индикаторы «обогрев» (зеленый), «таймер» (красный);
- индикатор «подогрев форсунки» – красная точка в правом нижнем углу цифрового дисплея.
Порядок таймера:
- таймер предварительно устанавливается в исходное состояние нажатием кнопки «сброс”;
- на цифровом индикаторе таймера с помощью кнопок «часы» и «минуты» выставляется число, равное временному интервалу (до 23 часов 59 минут), по истечении которого таймер должен включить обогреватель. Таймер запускается нажатием кнопки «таймер», т.е момент нажатия этой кнопки является началом установленного временного интервала;
- после запуска таймер, по истечении установленного на дисплее временного интервала, включит нагреватель форсунки (для нагрева форсунки) на (90 + 30) с, затем подаст сигнал на включение нагревателя, длительность этого сигнала составляет (64 + 10) мин. В этот момент таймер завершает свой рабочий цикл, прекращает отсчет времени, цифровой дисплей сохраняет значение временного интервала и значение отсчитанного времени. В таймере предусмотрен режим немедленного включения ТЭНа (немедленная выдача сигнала на включение ТЭНа), осуществляемого нажатием кнопки “нагрев” – при этом таймер подает сигнал на включение ТЭНа независимо от того, какой режим был раньше. В этом случае подогреватель выключается нажатием кнопки «сброс”.
- «обогрев» – включается при запуске подогревателя и выключается при выключении подогревателя;
- «нагрев форсунки» – загорается при нагреве форсунки;
- «таймер» – начинает мигать при нажатии кнопки «таймер» (т.е при запуске таймера): мигание индикатора означает, что таймер отсчитывает установленный на дисплее временной интервал. В момент, когда таймер подает сигнал на включение подогревателя, индикатор перестает мигать – он горит постоянно в течение всего времени работы подогревателя. Если один из индикаторов таймера не работает, нажмите кнопку «сброс». Определите причину отказа.
Работа цифрового табло:
- при первоначальном подключении таймера к бортовой сети автомобиля цифровой дисплей включается на время (10 + 5) при выключении;
- карта включается при нажатии кнопки «индикация» и автоматически выключается (выключается) через (10 + 5) с после отпускания этой кнопки;
- кнопка «индикация» также одновременно переводит цифровой дисплей в один из режимов работы: «обратный отсчет» и «интервал» (соответствующая отметка нанесена на лицевую панель).
Режим «Обратный отсчет» – кнопка «индикация» нажата, на дисплее отображается время, прошедшее с момента запуска таймера.
Режим «Интервал» – кнопка «индикация» отпускается, на дисплее отображается установленный временной интервал; - установка временного интервала, по истечении которого таймер должен включить нагреватель, выполняется на цифровом дисплее в следующей последовательности: нажимается кнопка «сброс», с помощью кнопок «часы» и «минуты» (при нажатии на дисплей включается, при опускании гаснет) интервал установленное время.
При нажатии кнопки «сброс» таймер возвращается в исходное состояние из любого режима.
Открыть кран подачи топлива к отопителю.
Обогреватель включается таймером (в заданное время или сразу).
После прогрева форсунки, если контакты датчика температуры замкнуты (то есть, если температура жидкости ниже заданного предела), электродвигатели циркуляционного насоса и вентилятора включаются, и загорается сигнальная лампа управления встроен в переключатель. Примерно через 20 секунд автоматически активируется источник высокого напряжения и топливный электромагнитный клапан.
Между электродами возникает искра, топливо воспламеняется, после чего при устойчивом горении источник высокого напряжения гасится по сигналу с индикатора пламени.
Горение будет продолжаться до тех пор, пока температура жидкости не достигнет заданного значения, после чего контакты датчика размыкаются и топливный электромагнитный клапан обесточивается, подача топлива и горение прекращаются.
В течение 150 с оба электродвигателя будут продолжать работать, по истечении этого времени электродвигатель вентилятора выключится, поэтому будет работать только электродвигатель циркуляционного насоса, контрольная лампа останется включенной. Когда температура жидкости опускается ниже установленного предела, контакты датчика замыкаются и нагреватель включается, как показано выше.
Если в момент включения ТЭН контакты датчика температуры разомкнуты (температура жидкости выше установленного предела), то включится только мотор насоса и загорится контрольная лампа. Нагреватель включится, когда температура жидкости упадет ниже установленного предела (см. Выше).
Режим работы (если возгорание не произошло или горение прекратилось):
В том случае, если при включении подогревателя или замыкании контактов датчика температуры во время регулировки температуры жидкости зажигание не произойдет (например, из-за нехватки топлива, из-за разомкнутого состояния термопредохранителя, контакты (на нагреве), через 10 с после включения источника высокого напряжения и клапана они автоматически выключатся, при этом лампа погаснет и через 150 с включатся электродвигатели выключенного насоса и вентилятора. (полное отключение ТЭНа).
В случае пропадания пламени источник высокого напряжения включается на 10 с, а если возгорание не происходит, нагреватель выключается, как описано выше.
Чтобы снова включить обогреватель, выключите его, нажав кнопку «сброс», затем снова включите, нажав кнопку «обогрев» на таймере.
Чтобы выключить подогреватель, нажмите кнопку «сброса» таймера. В этом случае контрольная лампа погаснет и топливный клапан погаснет (горение прекращается), а через 150 с остановятся двигатели насоса и вентилятора (полное отключение подогревателя).
Закройте кран подачи топлива в отопитель.
Если температура жидкости превысит 103 ± 5 ° С, что возможно при выходе из строя датчика температуры, контакты теплового предохранителя разомкнутся. Это отключает топливный клапан и останавливает горение.
необходимо определить и устранить причину неисправности и только после того, как термопредохранитель остынет до температуры около плюс 30 ° С, замкните его контакты, нажав кнопку, расположенную на корпусе термопредохранителя, и включите выключатель снова обогреватель.
Если контрольная лампа гаснет при включении, это указывает на неисправность ТЭНа.
При включении подогревателя предусмотрены следующие блокировки для его активации:
- напряжение питания в цепи меньше 18 В: загорится контрольная лампа и загорятся моторы насоса и вентилятора, – через 10 с лампа погаснет, а через 150 с погаснут электродвигатели (не происходит возгорания);
- цепь электродвигателя насоса разомкнута: электродвигатель вентилятора включится, контрольная лампа не загорится и через 150 с электродвигатель вентилятора отключится (зажигание не произойдет);
- контакты термопредохранителя разомкнуты (в цепи питания обмотки топливного клапана): электродвигатели включаются и загорается сигнальная лампа, через 20 секунд включается источник высокого напряжения, но из-за отсутствие питания, не включается клапан и не происходит зажигание. Через 10 с работы источник высокого напряжения отключается.
При использовании предпускового подогревателя следует учитывать, что при принудительном отключении подогревателя или в случае пропуска зажигания контрольная лампа сразу гаснет и загорается горение, однако моторы насоса и вентилятора выключаются только после 150 с, что гарантирует охлаждение горелки и вихря.
В течение этого времени не пытайтесь обесточить нагреватель (например, отсоединив разъем проводки нагревателя, так как это приведет к повышению температуры внутри нагревателя, что может вызвать, в частности, возгорание электрической системы провода внутри нагревателя, выход из строя индикатора пламени и деформация вихря.
Автоматическое поддержание теплового состояния кабины
Для работы в режиме автоматического поддержания теплового состояния кабины необходимо установить главный выключатель, выключатель зажигания и выключатель электродвигателей отопителя кабины на малую скорость.
При использовании отопителя электродвигатели штатного отопителя кабины можно включать и выключать в дополнение к самоконтролю штатного кулисного переключателя.
Для контроля включения электродвигателей подогревателя используется датчик температуры, контакты которого замыкаются при температуре жидкости в системе плюс 40 ° С.
Указанный датчик установлен на теплообменнике ТЭНа, а его контакты включены в цепь термостата со встроенным реле.
Электродвигатели ТЭНа включаются не сразу при включении ТЭНа, а только после замыкания контактов датчика температуры (плюс 40 ° С) и при включении прибора и выключателя стартера.
Термостат будет включать и выключать электродвигатели отопителя в зависимости от температуры воздуха в салоне. Работа самого ТЭНа не зависит от состояния контактов этого датчика температуры и термостата.
Стояночный отопитель (в просторечии автономный) на КамАЗе служит для обогрева кабины при неработающем основном двигателе. В зависимости от конструкции устройства делятся на «сухие» и «мокрые». Первые нагревают воздух, подаваемый в кабину, с помощью факела, а вторые нагревают охлаждающую жидкость системы охлаждения двигателя автомобиля. В этом случае отапливается кабина штатной печкой.
Как работает
Отопитель является автономным источником тепла и работает независимо от двигателя автомобиля. В состав устройства входят:
- горелка;
- бензонасос;
- помпа;
- блок управления;
- пульт дистанционного управления;
- соединительные провода.
Принцип работы подогревателя 14ТЦ-10 основан на передаче тепла от сгоревшего топлива теплоносителю, прокачиваемому через теплообменник. Устройство находится под капотом и подключено к системе охлаждения двигателя.
Перед включением автономного отопителя производится автоматическая проверка работы всех его узлов. После получения информации о хорошем состоянии блок управления дает команду на включение устройства. Одновременно включается циркуляционный насос. Есть 2 программы работы подогревателя: «Экономичный» и «Предпусковой». Первый имеет меньшее энергопотребление и время работы 8 часов. Второй вариант более энергоемкий, но его выполнение занимает 3 часа. Устройство можно остановить вручную на любом этапе цикла.
Топливная смесь воспламеняется после продувки камеры сгорания воздухом. Свеча накаливания используется в качестве источника огня, который продолжает работать до тех пор, пока горелка не будет гореть устойчиво. Дизельное топливо подается в камеру сгорания электромагнитным топливным насосом из собственного бака или из бака автомобиля. После передачи тепла стенкам теплообменника выхлопные газы отводятся под автомобиль.
Автоматика обеспечивает безопасную работу устройства и отключает его в следующих случаях:
- 2 неудачные попытки запуска;
- прерывание факела пламени;
- повышение сетевого напряжения выше 30 В и понижение ниже 20 В;
- перегрев теплообменника.
Первое включение и периодическое включение подогревателя по программе «Предпусковой» осуществляется в режиме «Полный», а в режиме «Экономный» – в режиме «Средний». Таким образом, расход топлива составляет 2 и 1,2 л / час.
Неисправности и их устранение
Организация поиска дефектов описана в инструкции по эксплуатации устройства. Неисправности, возникающие в процессе эксплуатации и требующие полной или частичной разборки нагревателя, должны выполняться специалистами ремонтных организаций. Все неисправности, кроме невозможности включения ТЭНа, сигнализируются миганием светодиода на панели управления.
Коды ошибок
Отопитель снабжен системой контроля исправности агрегатов и отдельных элементов. Если возникает неисправность, автоматика классифицирует ее и предупреждает водителя по количеству миганий светодиода. Список возможных неисправностей сведен в таблицу с указанием необходимых действий, которые необходимо предпринять для восстановления работы устройства. Коды ошибок соответствуют количеству миганий индикатора.
Неисправности сгруппированы в 10 групп по принципу одинаковых причин возникновения и способов устранения неисправностей. Таблица приведена в руководстве по эксплуатации обогревателя.
Почему не запускается
Если при попытке включить ТЭН светодиодный индикатор не загорается и запуск не происходит, в данной ситуации может быть несколько причин, но все они связаны с отключением электроэнергии:
- перегорел предохранитель на 25 А;
- неисправная электропроводка;
- контакты в разъемах окислены.
При наличии питания ПУ причиной неисправности могла быть неисправность любого из контролируемых элементов. В этом случае код неисправности будет отображаться мигающим индикатором.
Как включить
Запуск и изменение режимов работы «автономный» производится с пульта управления. Чтобы запустить подогреватель, выберите программу кнопкой режима (на 3 или 8 часов) и включите выключатель питания выключателем. Светодиод загорится, и блок управления начнет выполнение программы. После завершения теста и включения нагнетателя, насоса и топливного насоса горелка загорится. Программа запускается автоматически и не требует вмешательства водителя. По истечении установленного времени устройство остановится.
Возможен перезапуск после сбоя питания; его последующее включение – не ранее 10 секунд.
Ремонт
Несмотря на то, что производитель рекомендует устранять неисправности, связанные с разборкой автономного отопителя, в специализированных мастерских, многие водители и автовладельцы предпочитают устранять неисправности самостоятельно. К такому решению их подталкивает довольно высокая цена работы.
Чаще всего выходит из строя датчик пламени и забивается топливопровод. Работа проста и не требует использования специальных инструментов.
Регулярное плановое обслуживание поможет снизить количество дефектов.
У этого типа обогревателя есть 2 вида обслуживания: дневное и сезонное. Объем, сроки и перечень выполняемых работ указаны в технической документации на устройство.
Как установить
Отопитель 14ТЦ-10 установлен на поперечине рамы под капотом перед радиатором. В стандартной комплектации устройство прикручено. Котел вписывается в штатную систему охлаждения с форсунками. Подача топлива может осуществляться из собственного бака, установленного вне моторного отсека, или из топливной системы. Отвод выхлопных газов осуществляется через гофрированную металлическую гильзу, размещенную под полом автомобиля между кабиной и кузовом (прицепом).
Такое расположение автономной системы позволяет максимально устранить выхлопные газы из салона, минимизировать длину патрубков системы охлаждения и получить дополнительный источник тепла в моторном отсеке.
